Эмоциональная сфера младших подростков отличается своим бурным проявлением, накалом и трудностью управления со стороны взрослых. Подросткам порой очень трудно сдерживать свои эмоции, они вспыльчивы, со страстью отстаивают то, во что сами порой не верят. Если в младшем подростковом возрасте кто-то негативно высказывается о результатах и достижениях подростка, он может просто уничтожить то, что ребенок делал достаточно длительное время с большим терпением и упорством. При этом, если высказывает взрослый положительное мнение о его достижениях, подросток может работать терпеливо и упорно для достижения желаемого результата. Педагог должен учитывать эту особенность подросткового возраста, нагружая подростка различными заданиями в урочной и внеклассной деятельности.
Во внеклассной работе с младшими подростками нужно учитывать, что это возраст споров, доказательств, поиска истины и смысла своего существования. Подросткам нужны такие внеклассные мероприятия, которые формируют положительные эмоции, позволяют проявить свою страстность и доказательность, дают возможность проверить свое мнение, свою точку зрения, сравнить свое суждение с суждениями сверстников.
Для младшего подростка гораздо более значимым является мнение сверстников, чем взрослых людей. Младшие подростки склонны к конфликтам, порой они становятся их инициаторами. Заслуга умного взрослого состоит в том, чтобы решать конфликты спокойно, без накала эмоций, а также самому не становиться инициатором конфликта с подростком.
Большое место в жизни школьника занимает школа и учение. Но школа для подростка - это не столько учебная работа, сколько ситуация общения с одноклассниками, сверстниками, педагогами. Это связано с тем, что ведущая деятельность подростков - это общение. В подростковом возрасте начинается перестройка учебной деятельности школьника. Педагог должен помнить, что подросток к данному времени своего обучения должен овладеть азами самостоятельной работы. Это поможет ему справиться с трудностями учения и успешно освоить новые области знаний.
В подростковом возрасте происходит изменение интересов школьников. Их интересы становятся гораздо шире. Это зависит от того, насколько развит кругозор подростка, его умственная зрелость. Интересы подростка характеризуются своей содержательностью, страстностью и силой. Иногда эти интересы охватывают подростка с такой силой, что он забывает обо всем остальном: чтение по ночам, тренировки с утра до вечера и т.д.
В воспитательной работе это обязательно необходимо учитывать. Увлеченные подростки должны иметь возможность демонстрировать свои успехи и достижения сверстникам. Это поднимает их статус в глазах сверстников, изменяет их положение в глазах не только сверстников, но и взрослых людей.
Подростковый возраст характеризуется формированием творческого, самостоятельного и критического мышления. Учащимся в этом возрасте по плечу различные творческие дела, они с удовольствием участвуют в различных проектах, интерактивных играх, марафонах, форумах, фестивалях, им по плечу любое дело. Они требуют от школьного урока возможности интересной и необычной живой интеллектуальной деятельности, а от внеклассной работы - творчества помноженного на активность.
В этом возрасте подростки достаточно наблюдательны, они подмечают все недостатки в работе взрослого и живо на них реагируют, не бояться говорить правду и требуют от педагога, будь то классный руководитель или учитель, постоянной совместной деятельности. Если этого нет, скорее всего, такое сотрудничество взрослых и подростков перерастает в конфликтную ситуацию, решать которую будет не просто.
Говоря об особенностях учета возраста учащихся, можно рекомендовать строить воспитательную работу в классе с учетом специфики возраста.
Решая задачи воспитания учащихся в 5-6 классах, необходимо:
- формирование познавательного интереса к различным областям знаний;
- формирование потребности к достижению успехов и самоутверждению в различных видах деятельности (спорт, художественное творчество, интеллектуальное творчество, трудовая деятельность, общественная деятельность и другие);
- переориентация учащихся с детских норм поведения на взрослые;
- формирование навыка культуры цивилизованного общения и норм социального поведения;
- формирование коллектива, способного к совместным действиям и совместному время провождению.
Качества личности, нуждающиеся в развитии в этом возрасте:
- Познавательный потенциал:
- любопытство;
- любознательность;
- изобретательство;
- инициатива;
- пытливость ума;
- желание творчества;
- стремление к прекрасному.
- Нравственный потенциал:
- прилежание;
- упорство и аккуратность;
- искренность и правдивость;
- внимательность;
- наблюдательность;
- готовность помочь;
- сопереживание;
- доброта;
- великодушие;
- желание разделить боль и радость другого человека;
- чуткость;
- почтительное уважение к старшим;
- любовь к родителям.
- Физический потенциал:
- интерес к подвижным играм;
- интерес к занятиям спортом;
- желание стать сильным, ловким;
- мотивация занятий спортом;
- стремление к спортивным достижениям;
- трудолюбие в спортивных занятиях;
- поиск своего спортивного кумира.
Решая задачи воспитания учащихся в 7-8 классах, необходимо:
- формирование уважительного отношения учащихся к противоположному полу;
- создание условий для самоутверждения каждого учащегося с учетом его возможностей, интересов, увлечений;
- создание условий для активного и полезного труда учащихся;
- формирование культуры взаимодействия в коллективе;
- создание условий для активной творческой интеллектуально полезной деятельности;
- формирование нравственной и гражданской позиции учащихся.
Качества личности, нуждающиеся в развитии в этом возрасте:
- Познавательный потенциал:
- информационная широта знаний;
- умение выслушивать мнение другого человека;
- наличие своего мнения;
- отсутствие поспешности выводов;
- стремление к достижению результатов;
- дифференциация учебных интересов;
- стремление к развитию своего интеллекта;
- расширение кругозора.
- Нравственный потенциал:
- отвага, желание защищать свои позиции;
- храбрость, умение преодолевать страх;
- упорство в достижении цели;
- защита своей собственности;
- защита своей позиции;
- толерантность;
- уважение к людям, имеющим свое мнение;
- потребность в проявлении своих чувств и эмоций;
- потребность в авторитете.
- Физический потенциал:
- знания анатомии и физиологии;
- стремление к сохранению своего здоровья;
- стремление к внешнему совершенству;
- потребность в признании физических достоинств;
- аккуратность, желание понравиться противоположному полу;
- потребность в обмене силой и энергией;
- упорство в достижении цели.