Вторник, 19 Марта 2024


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа №32
с углубленным изучением английского языка"
Адрес: г. Озерск Челябинской области, ул. Герцена, д.12,
тел.: 8(35130) 2-44-51; e-mail: school32-ozersk@mail.ru
Язык обучения: русский

Школа – участница сети атомклассов и школьных технопарков,
созданных, создаваемых и функционирующих в рамках проекта «Школа Росатома»

Школа – региональная инновационная площадка



Меню сайта
Мини-чат
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Вход на сайт

Что такое педагогическая технология


     Современная российская парадигма образования ставит и перед педагогом, и перед учащимися довольно сложные задачи: как субъекты педагогического процесса они должны иметь развитые процессуальные умения, обладать способностью к быстрому оперированию информацией, творческому решению возникающих производственных и учебно-познавательных задач. Поэтому и педагогу и учащимся важно найти оптимальную технологию, при которой можно будет решить поставленные задачи.
     Технология (от греч. techne  - искусство, мастерство, умение) - совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья или материала в процессе производства.
     В широком, общепринятом смысле понятие "технология" связывается с совокупностью операций, осуществляемых определенным способом и в определенной последовательности для достижения поставленных целей, т.е. в содержание этого понятия вкладывается идея о необходимости оптимизации и упорядочения процессов и состояний в различных системах.
     Смысл и назначение любой технологии - оптимизировать процесс, исключить из него все виды деятельности и операции, которые не являются необходимыми для получения социально желаемого результата.
     Использование технологий - главный ресурс, позволяющий снизить затраты на управление, повысить его эффективность.
     Любая технология представляет собой единство стереотипных и творческих действий, однако их соотношение в разных видах технологий различно.
     Технология жестко прописывает последовательность отдельных шагов деятельности. Она привязана к данному конкретному виду деятельности и требует точного повторения ее этапов.
     Педагогическая технология - это систематический метод планирования, организации, применения, оценивания всего процесса обучения и усвоения знаний с учетом человеческих, технологических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения наиболее эффективных результатов.
     Понятие "педагогическая технология" в нашей стране получило широкое распространение в конце 80-х - начале 90-х гг. ХХ в. и стало широко использоваться в теории и практике обучения. Обращение к данному понятию было продиктовано необходимостью реализации основной задачи педагогической инноватики - перевода школы функциональной в школу развивающуюся.
     Появились термины "технология обучения", "образовательная технология", "технологии в обучении", "технологии в образовании", которые в педагогической литературе имели множество формулировок в зависимости от того, как авторы представляли сущность технологического процесса.
     Педагогическая технология представляет собой и средство гарантированного достижения целей обучения, и организованное, целенаправленное, преднамеренное педагогическое влияние и воздействие на учебный процесс, и содержательную технику реализации учебного процесса, и описание процесса достижения планируемых результатов обучения, и проект определенной педагогической системы, реализуемой на практике.
     В области образования происходит постепенное расширение трактовки термина "технология": от обозначения технических средств, применяемых в целях образования (обучения), к обозначению процесса постановки и реализации заданных образовательных целей, достижение которых гарантируется оперативной обратной связью вне зависимости от мастерства педагогов и обеспечивается всем арсеналом психолого-педагогических, управленческих и технических средств, методов и форм.
     Отличительными качествами педагогической технологии являются: системность, структурированность, планируемая эффективность на основе предварительного расчета и анализа обновленных средств, методов и форм обучения.
     В самом общем плане педагогическая технология является средством модернизации дидактической системы. При этом строгое определение целей обучения (чему и для чего?) должно содействовать отбору и построению содержания (что?), методов и средств обучения (с помощью чего?), организации учебного процесса (как?), а также учитывать степень мастерства педагогов (кто?) и уровень достигаемых результатов обучения (так ли?).
     Любая педагогическая технология должна соответствовать таким методологическим требованиям, как:
          - концептуальность, т.е. опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование образовательных целей;
          - системность, т.е. целостность, взаимосвязанность частей технологии и соответствие логике педагогического процесса;
          - эффективность, т.е. достижение высоких результатов и оптимальность по затратам;
          - воспроизводимость, т.е. возможность повторения, применения в иных похожих условиях.
     На определенном этапе профессиональной деятельности у педагога возникает потребность обобщить свой опыт, передать его окружающим, утвердиться в эффективности своей работы. Наработки педагога постепенно обретают форму своеобразной авторской технологии, поскольку отбирается только то, что целесообразно дополняет, расширяет, обогащает методический инструментарий педагога и приносит ощутимый результат.
     "Овеществлением" педагогической технологии становится конкретный дидактический модуль: педагог создает проект учебного процесса как в целом своего предмета, так и применительно к отдельной теме или разделу дисциплины. Разработанная технология обучения описывается в виде рабочей программы конкретной учебной дисциплины, которую преподает педагог.
     Работа педагога по созданию собственной педагогической технологии разделяется на два блока:
          - процесс разработки;
          - процесс освоения.
     И при создании педагогической технологии, и на этапе ее освоения и внедрения педагогу необходимо помнить, что в образовательной практике понятие "педагогическая технология" рассматривается на трех соподчиненных уровнях.
     Общепедагогическом, когда имеют в виду целостную педагогическую систему и термин "педагогическая технология" выступает синонимом этого педагогического явления. Например, педагогическая технология образовательного учреждения, частной школы, школ Челябинской области, подготовки воспитателей в педагогическом колледж и т.д.
     Частнометодическом, когда отождествляют понятия "технология" и "частная методика" применительно к работе одного преподавателя в рамках одного предмета. Например, технология преподавания русского языка и литературы, иностранного языка, истории и т.д.
     Локальном, когда имеют в виду отдельные части учебно-воспитательного процесса. Например, технология контроля знаний учащихся, технология самостоятельной деятельности учащихся и т.д.
     Следует отметить, что педагог - практик чаще всего выходит на два последних уровня. Он или создает педагогическую технологию применительно к своей дисциплине, или занимается совершенствованием ее отдельных дидактических единиц. Кроме этого, педагог - предметник занимается разработкой технологии обучения, а классный руководитель - технологией воспитания.
Школа Росатома

РИП
Местное время

Банк заданий

Школьная библиотека

Здоровое питание

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Год учителя

Дневник

ОГЭ-2024

ЕГЭ-2024

Почта доверия

Мы в ВКонтакте

Мы в Одноклассниках

РДШ

Орлята России

Электронное заявление

Афоризмы
Когда до моих родителей наконец дошло, что меня похитили, они не медлили ни минуты и сразу же сдали внаем мою комнату.
Вуди Аллен
Поиск
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
  
  
  
  

  
 
 
 
  
    
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

Copyright MyCorp © 2024