Суббота, 20 Апреля 2024


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа №32
с углубленным изучением английского языка"
Адрес: г. Озерск Челябинской области, ул. Герцена, д.12,
тел.: 8(35130) 2-44-51; e-mail: school32-ozersk@mail.ru
Язык обучения: русский

Школа – участница сети атомклассов и школьных технопарков,
созданных, создаваемых и функционирующих в рамках проекта «Школа Росатома»

Школа – региональная инновационная площадка



Меню сайта
Мини-чат
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Вход на сайт

Младший подростковый возраст

      Подростковый возраст - это период развития детей от 10-12 до 14-15 лет.
     Младший подростковый возраст охватывает период от 10 до 12-13 лет. Подростковый возраст часто называют переходным, так как именно в этот период происходят существенные изменения в физиологии и психике детей, результатом которых является переход от детства к взрослости. Подростковый возраст считается трудным, критическим, это обусловлено объективными причинами, которые должны быть хорошо известны тому, кто занимается процессом организации воспитания учащихся.
     Причина первая.
     Физические и психические изменения, происходящие в подростковом возрасте, протекают в очень быстром темпе. Иногда эти изменения, особенно физиологического плана, вызывают у подростка неприязненное отношение к себе и к переменам, в себе как внутреннего, так и внешнего плана.
     Причина вторая.
     Общество предъявляет к своим гражданам определенные права и обязанности. Этими гражданами являются как взрослые, так и дети. Надо сказать, что требования, которые предъявляются к взрослым людям порой достаточно более терпимы, чем те, которые предъявляются к детям. Подросткам приходится в очень короткий срок адаптироваться к жизни взрослых, что очень непросто.
     Причина третья.
     Накопление к моменту периода собственного взросления издержек воспитания в семье. В более ранний период развития ребенка эти издержки не проявлялись так явно, так как не были самостоятельны и не имели достаточного поля общения для их проявления.
     Причина четвертая.
     Многое меняется в подростке в период полового созревания. В первую очередь, это связано с изменением самовосприятия. Самовосприятие имеет внешнюю и внутреннюю сторону. Подросток может воспринимать себя лучше или хуже, в зависимости от того, насколько хорошо его положение в группе значимых сверстников. Это существенно влияет на его поведение в школе.
     Причина пятая.
     В подростковом возрасте ребенок начинает осознавать различия своего положения в семье и различия между своей семьей и семьями сверстников. Он обращает внимание на преимущества и недостатки в своей семье и других семьях, проявляет протест против тех недостатков, которые больше всего вызывают у него неприятие.

     Главной особенностью и основным новообразованием подросткового возраста является чувство взрослости. Источником чувства взрослости подростка могут быть различные факторы, однако наиболее важными можно считать следующие:
          - осознание подростком изменений в своем физическом развитии (рост, физические данные и т.д.);
          - осознание изменений в собственном социальном положении (победы в соревнованиях, признание авторитетности и заслуг подростка и т.д.);
          - изменение отношения взрослых к подростку (общение на равных, привлечение к обсуждению вопросов, которые раньше с ним не обсуждались и т.д.);
          - половое созревание.
     Чувство взрослости влияет на социальную активность подростка, его мироощущения и переживания. Это делает его более восприимчивым к усвоению норм, ценностей, способов поведения и выхода из различных ситуаций в мире взрослых. Подросток пытается подражать и походить на взрослого внешне, пользоваться правами и привилегиями взрослых, приобщаться к деятельности взрослых, пользоваться их умениями и навыками. Но при этом он требует, чтобы с ним обращались как с взрослым и, если этого не происходит, он начинает протестовать против действий со стороны взрослых, регламентирующих его поведение. Подростки могут выражать протест двумя способами:
          - проявлять строптивость, непослушание, открытую конфронтацию;
          - проявлять приспособленчество, формальное подчинение, скрытое неподчинение.
     Необходимым условием смягчения кризиса взаимоотношений подростков и взрослых является установление равноправных отношений между подростком и взрослым, понимание взрослым стремления и проявления подростком самостоятельности.
     Именно неумение взрослого наладить сотрудничество с подростком заставляет последнего искать иные возможности для реализации собственного чувства взрослости. Эта потребность реализуется подростком в среде сверстников чаще всего тогда, когда мир значимых взрослых не дает ему такой возможности.
     Чувство взрослости накладывает отпечаток на взаимодействие учащихся с педагогами. Если для младших школьников их учитель является непререкаемым авторитетом, то для младших подростков огромную роль играет первое впечатление, которое педагог производит на ученика. Младший подросток бунтует против запретов и нравоучений, особенно если взрослый сам не является эталоном в поведении, манерах, общении.
     В младшем подростковом возрасте главным личностным новообразованием является потребность в самоутверждении. Для того чтобы самоутвердиться, подросток использует любые возможности. Одной из таких возможностей являются учебные достижения. Если успехи в учебе позволяют подростку завоевать уважение и дружбу сверстников, возможность быть для них авторитетом, подросток будет стремиться к достижениям в учебе. Если в классе учебные достижения не являются мерилом ценностей и значимые сверстники отрицательно на них реагируют, то подросток, обладающий хорошими способностями и определенными успехами, может забросить учебу ради сохранения отношений со значимыми сверстниками.
     Существуют различные формы самоутверждения подростков, и классному руководителю необходимо их хорошо знать не только для принятия адекватных мер дисциплинарного воздействия на подростка, но и для того чтобы разумно подойти к решению самых различных ситуаций в процессе воспитания подростка.
     Одной из таких форм самоутверждения является драчливость. Это чаще всего происходит там, где драчливость расценивается как проявление героизма и мужественности. Способность подростка не бояться участия в драках и побеждать в них определяет его статус в некоторых коллективах обеспечивает ему уважение, почет и авторитетность в коллективе. Педагог должен не только пресекать проявление драчливости детей в коллективе. Лишь запретительными мерами проблему решить невозможно. Необходимо ненавязчивыми мерами воспитательного воздействия показывать разрушительное влияние такой формы самоутверждения на личностное развитие человека.
     Чтение статей на актуальную тему, просмотр фильмов, интерактивные игры, спортивные состязания и многое другое помогут ученику преодолеть собственную драчливость.
     Еще одной формой проявления потребности в самоутверждении является негативизм подростка, стремление поступать вопреки чужой воле и, в первую очередь, воле взрослого. Это в большей мере характерно для подростков, у которых статус в коллективе не соответствует их представлениям о своем месте в нем.
     Таких учащихся необходимо воспитывать душевностью. Задушевные разговоры, формирование положительных эмоций, возможность проявить себя, свои достижения и умения - это путь к преодолению негативизма.
     В психологической литературе описана еще одна форма проявления самоутверждения подростка, которая именуется как своеволие. Ученики, проявляющие своеволие, не признают авторитетных лиц в классном коллективе, проявляют своеволие в общении с педагогами. Причиной своеволия может быть осознание подростком своих неравных возможностей по отношению со своими сверстниками. Очень часто причиной своеволия становится проявление педагогом бестактности по отношению к подростку, деление педагогом детей на любимых и нелюбимых.
     Своеволие часто произрастает там, где педагог не обращает внимания учащихся на формирование традиций, обычаев, законов жизни детского коллектива. Формирование способности к подчинению, проявлению терпимости невозможно запретительными или разрешительными мерами. Это возможно лишь через воспитание привычки подчинять свои интересы и желания интересам и желаниям других людей.
     Среди младших подростков встречается еще такое явление как смысловой барьер. Такая форма самоутверждения проявляется в момент предъявления любого требования к подростку, которое исходит от конкретного человека. К примеру, классный руководитель требует, чтобы ученик выполнил какое-то задание. Ученик отказывается его выполнять, несмотря ни на какие уловки со стороны взрослого.
     Смысловой барьер может быть связан не только с человеком, но и с предъявляемым требованием. К примеру, все требуют от ученика привести в порядок свою прическу, но он на предъявляемое требование не реагирует или реагирует, не изменяя при этом положение вещей (повязывает косынку, завязывает хвостик и т.д.).
     Характерным для подросткового возраста является упрямство. Упрямство может быть связано со статусом подростка в коллективе сверстников, с отношением к подростку со стороны педагогов или одного педагога, с желанием утверждения в глазах окружающих его людей. Преодолеть упрямство можно только терпением и терпимостью взрослого. Упрямство - это своего рода болезнь роста, одним из основных лекарств по лечению упрямства является наличие у взрослого чувства юмора. Именно юмор позволяет уничтожить болезненные проявления упрямства подростка, развивает у него умение самоанализа, помогает преодолевать отрицательные эмоции.
     В подростковом возрасте изменяется самооценка подростка. Только в сравнении со своими сверстниками подросток познает себя. Главным условием развития позитивной самооценки подростка в данный период является демонстрация ему его же достижений и результатов на пути к успеху.
Школа Росатома

РИП
Местное время

Банк заданий

Школьная библиотека

Здоровое питание

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Год учителя

Дневник

ОГЭ-2024

ЕГЭ-2024

Почта доверия

Мы в ВКонтакте

Мы в Одноклассниках

РДШ

Орлята России

Электронное заявление

Афоризмы
Когда кругом все удивительно, ничто не вызывает удивления; это и есть детство.
Антуан де Ривароль
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
  
  
  
  

  
 
 
 
  
    
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

Copyright MyCorp © 2024