Виды тестов и формы тестовых заданий
1. Классификация педагогических тестов
По целям использования выделяют (классификация предложена Гронлундом, ее же придерживаются М.Б. Челышкова, А.Н. Майоров):
1) входное тестирование (обеспечивает проверку знаний и умений в начале обучения);
2) формирующее и диагностическое тестирование (предполагает контроль формирования новых знаний и умений в процессе обучения, обеспечивает текущий контроль);
3) тематическое, итоговое, рубежное тестирование обеспечивает определение итоговых достижений.
Два подхода к разработке тестов
1) нормативно-ориентированный,
2) критериально-ориентированный.
Соответственно различают два вида тестов:
– нормативно-ориентированный (позволяет сравнивать уровень учебных достижений испытуемых друг с другом);
– критериально-ориентированный (служит для определения уровня освоения учащимся содержания какого-либо предмета, дисциплины, раздела, темы).
Сравнительный анализ нормативно-ориентированных
и критериально-ориентированных тестов
|
НОПТ |
КОПТ |
Цель тестирования |
Сравнение уровня достижений испытуемых друг с другом |
Оценка уровня достижений в соответствии со степенью освоения знаний и умений определенной области содержания |
Критерий оценки |
Стандартизированные нормы |
Достаточная доля (%) проверяемого материала |
Область содержания |
Задания на проверку наиболее значимых элементов содержания |
Для более полного охвата содержания составляется детальная спецификация теста (план), отражающая все элементы содержания |
Сфера применения |
Конкурсные отборы (вступительные экзамены в вузы) |
Оценка итогового уровня обученности (начальное, среднее, высшее образование); оценка эффективности программы обучения |
Характеристика тестовых заданий |
Задания должны быть среднего уровня трудности (от 0,3 до 0,7) и высокой дифференцирующей способности (больше 0,3) |
Задания должны соответствовать спецификации и элементам проверяемого содержания. Задания могут быть различного уровня трудности. |
Классификация видов тестов
По средствам предъявления педагогические тесты делятся на:
1) бланочные (испытуемые отмечают или вписывают правильные ответы на бланке);
2) компьютерные (задания высвечиваются на мониторе компьютера).
По степени однородности задач:
1) гомогенные (контроль знаний и умений по одному предмету, дисциплине);
2) гетерогенные (измерение уровня подготовленности по нескольким учебным предметам).
а) полидисциплинарный (проверка знаний по нескольким дисциплинам)
б) междисциплинарный (проверка знаний и умений в смежных дисциплинах (математика-физика, химия-биология, история-культурология)).
Типы тестов
I. Открытые (испытуемый сам записывает правильный ответ)
Формы тестовых заданий открытого типа
а) задания на дополнение (краткий ответ: формула, числовое выражение, слово и др.).
б) задания со свободно конструируемыми ответами (ответ в свободной, развернутой форме: решение задачи с пояснениями, небольшое сочинение. Должна оговариваться полнота ответа для получения максимального балла).
II. Закрытые (предполагают выбор правильного ответа из предложенных вариантов. Оптимальное количество альтернативных ответов - 4-5. Неправильные, но правдоподобные ответы, то есть похожие на правильные, называются дистракторами (от англ. distract - отвлекать).
Формы тестовых заданий закрытого типа
а) задания альтернативных ответов (задания с двумя ответами: да - нет, правильно - неправильно). Имеют очень высокий процент угадывания (50%), их одиночное использование в тесте считается неэффективным;
б) задания с выбором нескольких правильных ответов;
в) задания на установление соответствия;
г) задания на установление правильной последовательности.
Требования к заданиям на дополнение.
1. Нацеленность каждого задания лишь на одно дополнение, место дополнения обозначается прочерком.
2. Постановка дополнения в конце задания.
3. Равная длина всех прочерков в тексте.
4. Указание единиц измерения после прочерка (при необходимости).
5. Исключение повторов и двойного отрицания в тексте задания.
Требования к заданиям с выбором ответов.
1. Краткая и четкая формулировка задания и вариантов ответа, исключение двусмысленности.
2. Наличие основной, полной информации в задании к тесту, избегание повторяющихся слов и выражений в вариантах ответа.
3. Соблюдение правил грамматики и сочетаемости при формулировании текста задания и ответов.
4. Исключение двойного отрицания.
5. Наличие только одного правильного ответа.
6. Избегание слов: «все», «ни одного», «никогда», «всегда» и выражений «все перечисленные», «ни один из перечисленных» (могут способствовать угадыванию правильного ответа).
7. Одинаковая привлекательность дистракторов, их связь с содержанием тестируемого раздела.
8. Формулирование задания и вариантов ответа исключающих наличие ключа для других заданий.
9. Исключение заданий, выполнение которых основывается на субъективном мнении испытуемого.
Требования к заданиям на установление соответствий.
1. Выбор элементов двух множеств по одному основанию.
2. Размещение в тексте задания названий каждого столбца (обобщающее определение множества).
3. Наличие нескольких правдоподобных дистракторов в правом списке.
4. Указание в инструкции к заданию о наличии дистракторов и о количестве возможных использований элементов второго списка.
5. Число элементов одного списка не должно превышать 10.
6. Расположение всех заданий на одной странице, недопущение переноса отдельных элементов. В изложении темы использованы материалы курса лекций Ю.А. Воронина и др.