
Без правильно организованных упражнений невозможно овладеть учебными и практическими умениями и навыками.
Постепенность систематического упражнения и как его следствие закрепляемые навыки - надежнейшее средство успешного и продуктивного труда.
Достоинство этого метода состоит в том, что он обеспечивает эффективное формирование умений и навыков, а недостаток - в слабом выполнении побуждающей функции.
Различают специальные, производные и комментированные упражнения.
Специальными называются многократно повторяемые упражнения, направленные на формирование учебных, трудовых умений и навыков.
Если в специальные упражнения вводятся применявшиеся прежде, то они называются производными. Производные упражнения способствуют повторению и закреплению ранее сформированных навыков. Без производных упражнений навык забывается.
Комментированные упражнения используются для активизации учебного процесса, сознательного выполнения учебных заданий. Сущность их в том, что учитель и учащиеся комментируют выполняемые действия, поэтому они лучше осознаются и усваиваются. Вначале к этому привлекаются лучшие учащиеся, а затем весь класс принимает участие в объяснении материала. Метод комментированных упражнений обеспечивает высокий темп урока, способствует сознательному, прочному усвоению материала всеми учащимися.
Устные упражнения широко используются в процессе обучения. Они связаны с развитием культуры речи и логического мышления, познавательных возможностей учащихся.
Назначение устных упражнений разнообразное: овладение техникой и культурой чтения, устного счета, рассказа, логического изложения знаний и т.д. Большую роль играют устные упражнения при изучении языков, особенно иностранных.
Устные упражнения постепенно усложняются в зависимости от возраста и уровня развития учащихся.
Письменные упражнения (стилистические, грамматические, орфографические диктанты, сочинения, конспекты, решения задач, описания опытов и т.д.) составляют важный компонент обучения.
Их главное назначение - формирование, развитие и упрочение необходимых умений и навыков.
Учителю необходимо заботиться об их достаточном количестве и разнообразии. К письменным упражнениям тесно примыкают графические, используемые при изучении математики, физики, черчения, географии, рисования, а также в процессе производственного обучения.
Лабораторно - практические упражнения способствуют овладению навыками обращения с орудиями труда, лабораторным оборудованием (приборами, измерительной аппаратурой), развивают конструкторско - технические умения.
Производственно - трудовые упражнения составляют систему специально разработанных трудовых действий учебного или производственного характера.
Они бывают простыми и сложными: к первым относятся упражнения на выполнение отдельных трудовых приемов, а вторые предусматривают выполнение производственно - трудовых дел в целом или их значительных частей (настройка станка, изготовление части детали или устройства и т.п.).
Чтобы упражнения были эффективными, они должны отвечать определенным требованиям.
К ним относятся:
- сознательная направленность учащегося на повышение качества деятельности;
- знание правил выполнения действий;
- сознательный учет и контролирование условий, в которых оно должно выполняться;
- учет достигнутых результатов; распределение повторений во времени.