Четверг, 25 Апреля 2024


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа №32
с углубленным изучением английского языка"
Адрес: г. Озерск Челябинской области, ул. Герцена, д.12,
тел.: 8(35130) 2-44-51; e-mail: school32-ozersk@mail.ru
Язык обучения: русский

Школа – участница сети атомклассов и школьных технопарков,
созданных, создаваемых и функционирующих в рамках проекта «Школа Росатома»

Школа – региональная инновационная площадка



Меню сайта
Мини-чат
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Вход на сайт

Старший подростковый и юношеский возраст

В огне, оживляющем юность, отливается характер человека.
Вот почему не следует ни тушить этого огня, ни бояться его,
ни смотреть на него как на нечто опасное для общества,
ни стеснять его свободного горения,
и только заботиться о том, чтобы материал,
который в это время вливается в душу юноши,
был хорошего качества.
К.Д. Ушинский

 
     Юноши и девушки, заканчивающие среднюю школу, стоят перед выбором профессии, на пороге собственного определения. Именно будущая профессия определяет их жизненную позицию, интересы, отношение к учению. Ведущей деятельностью старших подростков становится учебно-профессиональная. Выбор будущей профессии накладывает отпечаток на формирование учебных интересов. Ребята начинают проявлять большой интерес к тем учебным предметам, которые становятся необходимыми в получении будущей профессии, а во внеклассной работе им интересно заниматься деятельностью, которая может стать имитацией будущей выбранной профессии.
    Старшие подростки четко определяют свои склонности и способности, критически оценивают свои успехи и неудачи, терпеливо пытаются преодолеть трудности в освоении учебных предметов. У старших подростков хорошо развито целеполагание и мотивация учебной деятельности, самостоятельность мышления и суждений. Стремление самому во всем разобраться способствует формированию нравственных взглядов и суждений.
    Особенностью старших подростков является то, что им хочется признания со стороны взрослых их права на взрослость. При этом им хочется быть не такими как все, есть желание выделиться, соригинальничать не только внешне, но и внутренне, обратить на себя внимание.
    Старшим подросткам интересно общение со сверстниками, но наравне с этим растет желание общения с взрослыми, учителями, воспитателями. У них появляется желание проверить свои суждения, свои мысли в общении со значимыми взрослыми.
    К сожалению, не всегда в число значимых взрослых входят родители старшеклассников.
    Взросление старших подростков характеризуется изменением самооценки и самосознания. Подростки становятся более требовательными к себе и окружающим их людям. В этом возрасте часто дает трещину старая дружба и привязанность, так как меняются и закрепляются ценности и идеалы будущей взрослой жизни. Дружба основывается на принципах сходства и равенства.
    Самооценка старших подростков становится становится более адекватной и справедливой. Старшеклассники склонны к более четкому определению своих недостатков, чем достоинств. Они предоставляют право другим людям определять их достоинства. Своими положительными чертами они считают уверенность, умение дружить, ответственность, способность быть справедливым в оценке себя и других.
    Иное дело - интеллектуальная сфера старших подростков. В этой области самооценка остается по-прежнему высокой. Учащиеся завышают свои интеллектуальные возможности, не хотят признавать проблемы в развитии интеллектуальной сферы. Организация внеклассной работы со старшеклассниками должна учитывать эти особенности и создавать условия для качественного развития интеллекта подростков.
    Огромное значение организаторы воспитательной работы со старшеклассниками должны уделить формированию их внутреннего мира, нравственных качеств, гражданственности. Подростков интересует их собственный характер, возможности его формирования, вопросы преодоления плохих и приобретения хороших привычек.
    Для старших подростков типичны в этом возрасте следующие противоречия:
          - стремление к самовоспитанию и закаливанию воли, характера без помощи, рекомендаций и руководства взрослых;
          - восприимчивость к оценке своих поступков и действий со стороны сверстников и коллектива и стремление показать равнодушие к этой оценке, желание действовать и поступать по-своему;
          - стремление к идеалу, желание проявить себя положительно в больших делах и беспринципность в малом;
          - проявление стойкости, самообладания в большом и преувеличение горестных проявлений в незначительных ситуациях.
    Старшеклассники склонны к экспериментам и исследованиям не только в учебных дисциплинах, но и в социуме. Склонность к экспериментам и исследованиям в учебной деятельности можно только поощрять и поддерживать. Но есть иная сторона исследований и экспериментов. Иногда склонность к риску, авантюрным действиям может привести их к приобретению опасных привычек, за которые приходится расплачиваться собственной жизнью.
    Старшеклассникам свойственна потребность в эмоциональном контакте, особенно если подросток чувствует себя в своей семье или в среде сверстников одиноким и незащищенным. Они нуждаются в любви, в понимании, проявляют устойчивый интерес к противоположному полу, но не всегда осознают собственную ответственность, проявляя чувство любви.
    У старшеклассников гораздо выше интерес к учению, чем у подростков. Это связано с формированием мотивационной структуры учения. В этом возрасте становятся главенствующими мотивы самоопределения и подготовки к самостоятельной жизни.
    В мотивационной структуре на первое место выходят социальные мотивы. Они проявляются в стремлении подростков стать полноценными членами общества, в желании приносить пользу другим людям, обществу, государству. На втором месте находятся познавательные мотивы учения, интерес к содержанию и процессу учения. Избирательность познавательных мотивов старшеклассников часто связана с жизненными планами, профессиональными намерениями, которые влияют на изменение отношения к учебной деятельности. Надо отметить, что, в отличие от младших подростков, в старшем школьном возрасте учебная мотивация становится произвольной, учащиеся сознательно ставят себе учебные цели, руководствуясь собственными намерениями.
    В дискуссиях старших школьников, которые характерны для них в учебной и внеклассной деятельности, возникают новые идеи, оригинальные мнения и решения не только учебных, но и социальных, мировых проблем. В воспитательной работе со старшеклассниками нужно помнить, что их очень интересуют нравственные, этические темы. Для старшеклассников характерны поиск истины в дискуссии и споре. Для старшеклассника важно найти истину именно в общении, в разговоре. Старшекласснику нужны точные и ясные ответы взрослых на поставленные вопросы. Если таких ответов школьник не получает, это вызывает у него неверие в компетентность взрослого и приводит к потере авторитетности последнего в глазах учеников.
    Внеклассная работа со старшеклассниками должна моделировать те жизненные ситуации, которые их ждут в будущем, должна формировать умение говорить "нет", если того требует определенная жизненная ситуация.
    В работе со старшеклассниками необходимо соединять чувство и волю, давая таким образом новый стимул к развитию и совершенствованию интеллектуальных и нравственных качеств личности старших подростков.

    Решая задачи воспитания учащихся 9 - 11-х классов, необходимо:
         
- воспитание культа здоровья, труда, знаний, семьи;
          - воспитание нравственной гражданской позиции;
          - преодоление нравственного максимализма;
          - создание условий для социального и нравственного самоопределения;
          - создание условий для будущего профессионального самоопределения;
          - развитие планетарного мышления.

    Качества личности, нуждающиеся в развитии в этом возрасте:
  • Познавательный потенциал:

           - стремление к творческим достижениям;

          - потребность в самовыражении;

          - критическое мышление;

          - выбор в принятии решения;

          - способность к адекватной оценке;

          - ценность интеллектуальных достижений;

          - способность самоконтроля;

          - потребность в самоопределении.

  • Нравственный потенциал:

           - поиск внутреннего "Я";

          - ответственность за собственные действия;

          - сформированность системы социальных ролей;

          - способность к самоанализу;

          - бескорыстие;

          - жертвенность;

          - патриотизм;

          - интернационализм;

          - верность традициям своей страны, своего народа;

          - надежность, верность, преданность идеалам;

          - способность к сотрудничеству, демократичность;

          - стремление к совершенствованию себя.

  • Физический потенциал:

           - принятие своего внешнего "Я";

           - разумность в физическом совершенствовании;

           - воля в физическом совершенствовании;

           - рациональность в питании;

           - способность к пониманию значения гармонии в физическом совершенствовании;

           - культура здоровья;

           - понимание значения и применения физической силы;

           - этика поведения и физическое здоровье.



Школа Росатома

РИП
Местное время

Банк заданий

Школьная библиотека

Здоровое питание

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Год учителя

Дневник

ОГЭ-2024

ЕГЭ-2024

Почта доверия

Мы в ВКонтакте

Мы в Одноклассниках

РДШ

Орлята России

Электронное заявление

Афоризмы
Родители - настолько простые устройства, что ими могут управлять даже дети.
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
  
  
  
  

  
 
 
 
  
    
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

Copyright MyCorp © 2024