Пятница, 29 Ноября 2024


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа №32
с углубленным изучением английского языка"
Адрес: г. Озерск Челябинской области, ул. Герцена, д.12,
тел.: 8(35130) 2-44-51; e-mail: school32-ozersk@mail.ru
Язык обучения: русский

Школа – участница сети атомклассов и школьных технопарков,
созданных, создаваемых и функционирующих в рамках проекта «Школа Росатома»

Школа – региональная инновационная площадка



Меню сайта
Мини-чат
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Вход на сайт

Педагогическое взаимодействие

- это универсальная категория обучения, отражающая процессы воздействия обучающего и обучаемого друг на друга, их взаимную обусловленность и как следствие - изменение когнитивных и психофизиологических состояний субъектов.
     Процесс взаимодействия - это всегда обращение друг к другу конкретных личностей по поводу конкретного содержания в конкретной ситуации, субъектов, обладающих определенной степенью психологической готовности к взаимодействию, поскольку они осознают мотивы, эмоционально настроены на выстраивание отношений.
     Отношения рассматриваются как личностная  основа взаимодействия. Они проявляются в системе установок, ориентаций, ожиданий, стереотипов, эмоциональных откликов педагога и учащихся друг на друга. Отношения бывают более или менее выражены, устойчивы, систематичны и всегда избирательны.
     Способом выражения отношения является непосредственное общение учителя и учеников на уроке через открытие учащихся на общение, соучастие в общении, возвышение их в общении. Открыть ученика на общение удается благодаря созданию педагогом комфортных условий для проявления обучаемым познавательной творческой активности во время совместной учебной деятельности. Проявить соучастие в общении - это продемонстрировать учащемуся свою расположенность, интерес, стремление оказать помощь. А возвышение ученика в общении происходит как стимулирование, поднятие значимости личности.
     Межличностные отношения проявляются в характере и способах взаимного влияния людей в ходе совместной деятельности, а на учебном занятии - во взаимном влиянии, которое возникает при выполнении учащимися различных учебно-познавательных заданий.
     С точки зрения эффективности взаимодействия рассматривают шесть типов взаимовлияния.
  1. Взаимное облегчение: взаимодействие участников становится результативным благодаря благотворному влияния друг на друга. Основу этого вида взаимодействия составляет позиция ненасилия, предполагающая свободу выбора, эмоциональную устойчивость, уверенность в себе, открытость, толерантность, приоритет активных форм обучения. Поэтому педагог воспринимает своих учеников такими, какие они есть, а обеспечение их субъективной свободы строится на тезисе "Знание не ради знания, а знание ради развития" и практически воплощается в выборе содержания, форм и методов обучения. Для преодоления тревожности, страха, чувства неполноценности, которые нередко сопровождают отношения между педагогом и учащимися, во главу угла ставится положительная оценочная деятельность и ситуация успеха в процессе обучения, которую создает для учеников учитель.
  2. Взаимное затруднение: взаимодействие неэффективно, действия субъектов затрудняют достижение результатов общения. Например, на уроке педагог, вместо того чтобы переключить внимание учащихся из-за их усталости на другой вид деятельности, продолжает вести занятие и при этом требует дисциплины. Учащиеся реагируют на это шумом, разговорами, а иногда демонстративным неподчинением требованиям учителя. Этот тип взаимовлияния - основа конфликтов.
  3. Одностороннее облегчение: взаимодействие способствует повышению эффективности действий одного из партнеров. Например, когда на уроке педагог дифференцированно подходит к учебным заданиям для разных учащихся, предлагает им свою помощь, по ходу занятия часто использует поощрение. Или когда учащиеся по собственной инициативе берутся за выполнение трудного задания, выражают сочувствие педагогу и т.д., что повышает эффективность работы педагога.
  4. Одностороннее затруднение: для одного из партнеров намеренно или непреднамеренно создаются помехи. В качестве таких помех на уроке могут выступать разделение учащихся на любимчиков и отвергнутых, реплики педагога в адрес ученика типа "Я от тебя, Иванов, другого и не ожидала", нелестное сравнение учащегося с его родителями: "Видно, правду говорят, что яблоко от яблони недалеко падает", нежелание педагога пойти на уступки: "Это твои трудности, Петров!", обращение к ученикам типа "Анька", "Ванька".
  5. Асимметричное облегчение: один из партнеров испытывает затруднение из-за того, что в ситуации общения облегчает действия другого. Например, однажды педагог предложил свою помощь ученикам, но постепенно это превращается в систему. Учащиеся ждут помощи, а изменение установки на самостоятельное выполнение задания вызывает негативную реакцию с их стороны.
  6. Независимость: действия партнеров не влияют на степень эффективности действий друг друга. Например, на уроке педагог и учащиеся дистанцированы друг от друга, отношения формальные и официально принятые. Педагог называет учеников по фамилии или использует неопределенно-личные формы обращения.
     Результатами взаимовлияний могут стать как единение, ощущение чувства команды, взаимопомощь, сопереживание, включенность педагога и учащихся в совместную деятельность, взаимопонимание, когда и педагог, и отдельный учащийся, и весь класс оказываются способными постичь смысл и значение совместной работы, значимость каждого, так и, наоборот, противоборство, равнодушие, нежелание помочь и пойти на уступки, черствость, порой агрессивность.
     Степень влияния педагога на учащихся проявляется в его стиле поведения во взаимодействии. Традиционным является ритуальный стиль, поскольку он отражает культуру, традиции той или иной национальности.  
Школа Росатома

РИП
Местное время

Банк заданий

Школьная библиотека

Здоровое питание

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Дневник

ОГЭ-2025

ЕГЭ-2025

Почта доверия

Мы в ВКонтакте

Мы в Одноклассниках

РДШ

Орлята России

Портал образовательных услуг: подача заявления в школу, в летний оздоровительный лагерь и на дополнительное образование

Афоризмы
Эрудит - резервуар знаний, но не фонтан идей.
Джеймс Норткот
Поиск
Календарь
«  Ноябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
  
  
  
  

  
 
 
 
  
    
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

Copyright MyCorp © 2024