Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0
|
Педагогическое взаимодействие
- это универсальная категория обучения, отражающая процессы воздействия обучающего и обучаемого друг на друга, их взаимную обусловленность и как следствие - изменение когнитивных и психофизиологических состояний субъектов. Процесс взаимодействия - это всегда обращение друг к другу конкретных личностей по поводу конкретного содержания в конкретной ситуации, субъектов, обладающих определенной степенью психологической готовности к взаимодействию, поскольку они осознают мотивы, эмоционально настроены на выстраивание отношений. Отношения рассматриваются как личностная основа взаимодействия. Они проявляются в системе установок, ориентаций, ожиданий, стереотипов, эмоциональных откликов педагога и учащихся друг на друга. Отношения бывают более или менее выражены, устойчивы, систематичны и всегда избирательны. Способом выражения отношения является непосредственное общение учителя и учеников на уроке через открытие учащихся на общение, соучастие в общении, возвышение их в общении. Открыть ученика на общение удается благодаря созданию педагогом комфортных условий для проявления обучаемым познавательной творческой активности во время совместной учебной деятельности. Проявить соучастие в общении - это продемонстрировать учащемуся свою расположенность, интерес, стремление оказать помощь. А возвышение ученика в общении происходит как стимулирование, поднятие значимости личности. Межличностные отношения проявляются в характере и способах взаимного влияния людей в ходе совместной деятельности, а на учебном занятии - во взаимном влиянии, которое возникает при выполнении учащимися различных учебно-познавательных заданий. С точки зрения эффективности взаимодействия рассматривают шесть типов взаимовлияния. - Взаимное облегчение: взаимодействие участников становится результативным благодаря благотворному влияния друг на друга. Основу этого вида взаимодействия составляет позиция ненасилия, предполагающая свободу выбора, эмоциональную устойчивость, уверенность в себе, открытость, толерантность, приоритет активных форм обучения. Поэтому педагог воспринимает своих учеников такими, какие они есть, а обеспечение их субъективной свободы строится на тезисе "Знание не ради знания, а знание ради развития" и практически воплощается в выборе содержания, форм и методов обучения. Для преодоления тревожности, страха, чувства неполноценности, которые нередко сопровождают отношения между педагогом и учащимися, во главу угла ставится положительная оценочная деятельность и ситуация успеха в процессе обучения, которую создает для учеников учитель.
- Взаимное затруднение: взаимодействие неэффективно, действия субъектов затрудняют достижение результатов общения. Например, на уроке педагог, вместо того чтобы переключить внимание учащихся из-за их усталости на другой вид деятельности, продолжает вести занятие и при этом требует дисциплины. Учащиеся реагируют на это шумом, разговорами, а иногда демонстративным неподчинением требованиям учителя. Этот тип взаимовлияния - основа конфликтов.
- Одностороннее облегчение: взаимодействие способствует повышению эффективности действий одного из партнеров. Например, когда на уроке педагог дифференцированно подходит к учебным заданиям для разных учащихся, предлагает им свою помощь, по ходу занятия часто использует поощрение. Или когда учащиеся по собственной инициативе берутся за выполнение трудного задания, выражают сочувствие педагогу и т.д., что повышает эффективность работы педагога.
- Одностороннее затруднение: для одного из партнеров намеренно или непреднамеренно создаются помехи. В качестве таких помех на уроке могут выступать разделение учащихся на любимчиков и отвергнутых, реплики педагога в адрес ученика типа "Я от тебя, Иванов, другого и не ожидала", нелестное сравнение учащегося с его родителями: "Видно, правду говорят, что яблоко от яблони недалеко падает", нежелание педагога пойти на уступки: "Это твои трудности, Петров!", обращение к ученикам типа "Анька", "Ванька".
- Асимметричное облегчение: один из партнеров испытывает затруднение из-за того, что в ситуации общения облегчает действия другого. Например, однажды педагог предложил свою помощь ученикам, но постепенно это превращается в систему. Учащиеся ждут помощи, а изменение установки на самостоятельное выполнение задания вызывает негативную реакцию с их стороны.
- Независимость: действия партнеров не влияют на степень эффективности действий друг друга. Например, на уроке педагог и учащиеся дистанцированы друг от друга, отношения формальные и официально принятые. Педагог называет учеников по фамилии или использует неопределенно-личные формы обращения.
Результатами взаимовлияний могут стать как единение, ощущение чувства команды, взаимопомощь, сопереживание, включенность педагога и учащихся в совместную деятельность, взаимопонимание, когда и педагог, и отдельный учащийся, и весь класс оказываются способными постичь смысл и значение совместной работы, значимость каждого, так и, наоборот, противоборство, равнодушие, нежелание помочь и пойти на уступки, черствость, порой агрессивность. Степень влияния педагога на учащихся проявляется в его стиле поведения во взаимодействии. Традиционным является ритуальный стиль, поскольку он отражает культуру, традиции той или иной национальности.
|
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Портал образовательных услуг: подача заявления в школу, в летний оздоровительный лагерь и на дополнительное образование
Афоризмы
Эрудит - резервуар знаний, но не фонтан идей. Джеймс Норткот
Календарь
« Ноябрь 2024 » | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | | | | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
|