то у каждого из нас будет по две идеи.
… само поражение в споре может не слишком огорчать,
ибо побежденный больше выигрывает в том отношении,
что он умножает свои знания.
Б. Шоу
Диспут, таким образом, не просто одна из форм урочной работы, а более высокая духовная форма общения. Здесь школьники приобретают навыки, которые им нужны в жизни: учатся строить свое поведение с учетом позиции других людей, т.е. воспитывают культуру общения в споре, чувство ответственности за окружающих людей.
На диспут идут охотно даже «молчуны». Для себя они будут молча соревноваться, и даже если не выскажут собственной позиции, то, признав себя побежденными, осознают ошибочность своего суждения. Так дискуссия всегда предполагает решение сложных нравственных вопросов: прийти к истине сообща легче, чем в одиночку. Учащийся должен приобрести важные черты зрелого члена общества еще в школе. Ведь часто можно встретить людей, у которых есть знания и убеждения, но напрочь отсутствует умение вести деловой обстоятельный спор. Он не может обоснованно опровергнуть неправильные суждения. Не умеет, не привык, не научен отстаивать свое мнение в горячих словесных поединках. Таким образом, диспут - самая необходимая форма работы на современном уроке с современными детьми.
Важные моменты организации урока - диспута:
- Диспут готовится долго и тщательно.
- Нельзя превращать урок в «президиум» специально подготовившихся докладчиков.
- От спорящих нужно требовать доказательств.
- Учащиеся сами по поручению учителя могут составить дискуссионные вопросы.
- Нельзя добиваться единодушия в оценках во время спора.
Интересно, что слово «полемика» происходит от греческого слова «война». На самом же деле прямой и честный спор по самой своей природе требует мирного согласия, ведь метод дискуссии - убеждение. И разговор двух людей – это уже полемика, обмен мнениями, поиск истины. Истории известны случаи, когда философы, мужественно сражавшиеся за истину, имели право гордиться тем, что брали такие укрепления, перед которыми отступали вооруженные мечом. Готовя к дискуссии, полезно напомнить ребятам мудрость древних:
-Я не в силах спорить с тобой, Сократ, пусть будет по- твоему, - сказал Агафон.
-Нет, ты не в силах спорить с истиной, а спорить с Сократом - дело нехитрое.
Платон.
Этапы подготовки и проведения:
1. Выбор темы, ее правильная формулировка. Нужно, чтобы тема диспута звучала остро, а в ее названии содержался элемент дискуссии. Для того чтобы выбрать тему диспута учителю необходимо выяснить, о чем учащиеся хотели бы открыто говорить. Педагог должен помочь им выбрать тему. Для дискуссии можно воспользоваться актуальными проблемами по духовно-нравственному воспитанию учащихся.
2. На диспуте необходимо рассматривать не более пяти вопросов, но таких, которые побуждали бы к разговору и не имели бы однозначного ответа.
3. Подготовка к диспуту занимает обычно не меньше месяца. Создается творческая группа, которая заранее вместе с ведущими разрабатывает вопросы, а также составляет список рекомендованной литературы к теме, которая обговаривается и сообщает о наработках учащимся.
4. Диспут должен быть грамотно оформлен. В помещении, где он должен состояться, плакаты с высказываниями, афоризмами, цитаты классиков мировой литературы. У учащихся памятки - правила ведения дискуссии. Ведущим диспута может быть не только учитель, но и ученик, который владеет словом, может направить разговор в нужное русло.
Требования к дискуссии:
- Проблема должна соответствовать возрасту и накопленному опыту.
- Учащимся необходимо владеть темой, которая опирается на знания, умения, опыт.
- Дискуссия должна развиваться по основным вопросам, нести в себе суть противоречия.
Памятка "Как работать с дополнительной литературой"
- Прочитайте ее страницы.
- Определите свою позицию по дискуссионному вопросу.
- Сопоставьте свою оценку с авторской.
- Подумайте, какую позицию и как будете отстаивать.
Памятка "Как вести дискуссию"
- Перед тем, как спорить, подумай, что именно ты должен сказать.
- Если ты пришел на диспут, обязательно выскажи и аргументируй свое мнение.
- Говори просто и ясно, логично и последовательно
- Говори только то, что тебя интересует, что ты знаешь, в чем ты уверен, не утверждай того, в чем сам не уверен.
- Спорь честно: не перекручивай мысли человека, с которым ты не согласен.
- Не повторяйся и не повторяй слов других.
- Помни, что лучшие доказательства - точные факты.
- Уважай того, кто спорит с тобой; твое тактичное поведение доказывает, что ты не только сильный оппонент, но и воспитанный человек
- Выслушайте вопросы и определите мысленно проблему.
- Сформулируйте гипотезу.
- Дайте предложение, четко ее аргументируя.
- Выслушав доводы товарищей, имеющих противоположную точку зрения, найдите сильные и слабые стороны.
- Возразите их доказательства.
- Что дала вам дискуссия?
Рефлексия:
- получил ли я удовлетворение после дискуссии;
- могу ли я правильно, логично изложить свою и понять чужую мысль;
- насколько интересна мне культура проведения дискуссии;
- смог ли я воспользоваться приемами доказательности;
- какие я приобрел новые знания;
- смог ли я понять точку зрения другого;
- интересен ли мне живой обмен мнениями.