Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа №32
с углубленным изучением английского языка"
Адрес: г. Озерск Челябинской области, ул. Герцена, д.12,
тел.: 8(35130) 2-44-51; e-mail: school32-ozersk@mail.ru
Язык обучения: русский
Школа – участница сети атомклассов и школьных технопарков,
созданных, создаваемых и функционирующих в рамках проекта «Школа Росатома»
Школа – региональная инновационная площадка
Меню сайта
Мини-чат
Поиск
Вход на сайт
|
Методика проведения урока - диспута Если
у вас есть идея и у меня есть идея и мы обмениваемся этими идеями, Сегодняшний день
требует активных форм учебного общения. Как ни парадоксально звучит,
методика классического урока обрекает каждого ученика на изоляцию.
Непосредственное общение, обмен мыслями многие учителя воспринимают как
нарушение дисциплины, которое пресекается окриком: «Прекратите
разговоры!», а между тем наши ученики мало общаются, речь их скудная и
однообразная. Чтобы исправить это положение, из всех видов занятий
предпочитаю диспут. На уроке-диспуте учитель учит, а ученик учится.
Только это происходит в споре, в столкновении мнений. Интересно, что диспуты представляют собой
не только споры, но и инсценировки с музыкальным оформлением, иногда
учащиеся исполняют определенные роли, представляя себя на месте героя. В
игру-анализ включаются все учащиеся класса. Для активности мышления на
уроке учитель должен специально провоцировать спор, подсказывая
ошибочные решения, строить с учащимися более демократичные отношения,
создавать атмосферу общего поиска истины. В дискуссии повышается учебная
активность слабых (они всегда болезненно воспринимают вызов к доске и
обращенный к ним непосредственно вопрос учителя), именно в дискуссии все
учащиеся комфортно чувствуют себя не только в школе, но и становятся
более общительными, они начинают понимать и слушать друг друга, у них
повышается самокритичность. то у каждого из нас будет по две идеи. … само поражение в споре может не слишком огорчать, ибо побежденный больше выигрывает в том отношении, что он умножает свои знания. Б. Шоу Диспут, таким образом, не просто одна из форм урочной работы, а более высокая духовная форма общения. Здесь школьники приобретают навыки, которые им нужны в жизни: учатся строить свое поведение с учетом позиции других людей, т.е. воспитывают культуру общения в споре, чувство ответственности за окружающих людей. На диспут идут охотно даже «молчуны». Для себя они будут молча соревноваться, и даже если не выскажут собственной позиции, то, признав себя побежденными, осознают ошибочность своего суждения. Так дискуссия всегда предполагает решение сложных нравственных вопросов: прийти к истине сообща легче, чем в одиночку. Учащийся должен приобрести важные черты зрелого члена общества еще в школе. Ведь часто можно встретить людей, у которых есть знания и убеждения, но напрочь отсутствует умение вести деловой обстоятельный спор. Он не может обоснованно опровергнуть неправильные суждения. Не умеет, не привык, не научен отстаивать свое мнение в горячих словесных поединках. Таким образом, диспут - самая необходимая форма работы на современном уроке с современными детьми. Важные моменты организации урока - диспута:
Интересно, что слово «полемика» происходит от греческого слова «война». На самом же деле прямой и честный спор по самой своей природе требует мирного согласия, ведь метод дискуссии - убеждение. И разговор двух людей – это уже полемика, обмен мнениями, поиск истины. Истории известны случаи, когда философы, мужественно сражавшиеся за истину, имели право гордиться тем, что брали такие укрепления, перед которыми отступали вооруженные мечом. Готовя к дискуссии, полезно напомнить ребятам мудрость древних: -Я не в силах спорить с тобой, Сократ, пусть будет по- твоему, - сказал Агафон. -Нет, ты не в силах спорить с истиной, а спорить с Сократом - дело нехитрое. Платон. Этапы подготовки и проведения: 1. Выбор темы, ее правильная формулировка. Нужно, чтобы тема диспута звучала остро, а в ее названии содержался элемент дискуссии. Для того чтобы выбрать тему диспута учителю необходимо выяснить, о чем учащиеся хотели бы открыто говорить. Педагог должен помочь им выбрать тему. Для дискуссии можно воспользоваться актуальными проблемами по духовно-нравственному воспитанию учащихся. 2. На диспуте необходимо рассматривать не более пяти вопросов, но таких, которые побуждали бы к разговору и не имели бы однозначного ответа. 3. Подготовка к диспуту занимает обычно не меньше месяца. Создается творческая группа, которая заранее вместе с ведущими разрабатывает вопросы, а также составляет список рекомендованной литературы к теме, которая обговаривается и сообщает о наработках учащимся. 4. Диспут должен быть грамотно оформлен. В помещении, где он должен состояться, плакаты с высказываниями, афоризмами, цитаты классиков мировой литературы. У учащихся памятки - правила ведения дискуссии. Ведущим диспута может быть не только учитель, но и ученик, который владеет словом, может направить разговор в нужное русло. Требования к дискуссии:
Памятка "Как работать с дополнительной литературой"
Памятка "Как вести дискуссию"
Рефлексия:
|
Школа Росатома
Местное время
Афоризмы
Нет двух одинаковых детей - особенно если один из них ваш. Поиск
Полезные ссылки
|