
Отличие выражено в следующих параметрах:
- строгая структура подачи лекционного материала;
- системная логика изложения учебного материала;
- большое количество сообщаемой информации;
- законченность изложения понятий лекции.
Предметом школьной лекции является преимущественно описание сложных систем, явлений, объектов, процессов, имеющихся между ними связей и зависимостей, в основном причинно-следственного характера.
Лекция как метод словесного изложения наиболее применима только в старших классах, когда учащиеся уже достигают требуемого для восприятия и осмысления материала лекции уровня подготовки.
По объему лекция занимает целый урок, а иногда и "спаренное" занятие.
Лекционный метод вводится постепенно, вырастая из объяснений, бесед.
Условиями эффективности школьной лекции являются:
- составление учителем детального плана лекции;
- сообщение учащимся плана, ознакомление их с темой, целью и задачами лекции;
- логически стройное и последовательное изложение всех пунктов плана;
- краткие обобщающие выводы после освещения каждого пункта плана;
- логические связи при переходе от одной части лекции к другой;
- проблемность и эмоциональность изложения;
- живой язык, своевременное включение примеров, сравнений, ярких фактов;
- контакт с аудиторией, гибкое управление мыслительной деятельностью учащихся;
- многостороннее раскрытие важнейших положений лекции;
- оптимальный темп изложения, позволяющий учащимся записать основные положения лекции;
- выделение (задиктовка) того, что следует записать;
- использование наглядности (демонстрации, иллюстрации, видео), ИТ, облегчающей восприятие и понимание изучаемых положений;
- сочетание лекций с семинарскими, практическими занятиями, на которых обстоятельно разбираются отдельные положения.
Лекция экономит учебное время, является одним из наиболее эффективных методов по показателю восприятия содержания информации.