Главной функцией этого метода является побуждение учащихся к участию в уроке или внеклассном мероприятии.
Сущность беседы состоит в том, чтобы с помощью целенаправленных и умело поставленных вопросов побудить учащихся к актуализации (припоминанию) уже известных им знаний и достичь усвоения новых знаний путем самостоятельных размышлений, вывод и обобщений.
Беседа заставляет мысль ученика следовать за мыслью учителя, в результате чего учащиеся шаг за шагом продвигаются в освоении новых знаний.
Достоинства беседы заключается еще в том, что она максимально активизирует мышление, служит прекрасным средством диагностики усвоенных знаний, умений, способствует развитию познавательных сил учащихся, создает условия для оперативного управления процессом познания.
Велика также воспитательная роль беседы.
В некоторых технологиях беседа поднимается до уровня ведущего метода обучения. Но с ее помощью нельзя достичь всех педагогических целей.
Если у школьников нет определенного запаса представлений и понятий, то беседа оказывается малоэффективной. Сама по себе беседа не может быть универсальным методом, она должна обязательно сочетаться с изложением, лекцией, другими методами, формирующими систему знаний. Кроме того, беседа не дает учащимся практических умений и навыков, не позволяет проводить упражнения, необходимые для их формирования.
В беседе, как и в других методах обучения, познание может развиваться как дедуктивным, так и индуктивным путем.
Дедуктивная беседа строится, исходя из уже известных учащимся общих правил, принципов, понятий, посредством анализа которых они приходят к частным заключениям. При индуктивной форме беседы идут от отдельных фактов, понятий и на основе их анализа приходят к общим выводам.
Согласно современным исследованиям, беседа наиболее эффективна для:
- подготовки учащихся к работе на уроке;
- ознакомления их с новым материалом;
- систематизации и закрепления знаний;
- текущего контроля и диагностики усвоения знаний.
Предложено несколько способов классификации бесед.
По назначению выделяются беседы:
- вводные или организующие;
- сообщения новых знаний (сократические, эвристические и др.);
- синтезирующие или закрепляющие;
- контрольно-коррекционные.
Вводная беседа проводится обычно перед началом учебной работы.
Ее цель - выяснить, правильно ли учащиеся поняли значение предстоящей работы, хорошо ли они представляют себе, что и как нужно делать.
Перед экскурсией, лабораторными и практическими занятиями, изучением нового материала такие беседы дают значительный эффект.
Беседа-сообщение новых знаний чаще всего бывает катехизической (вопросно-ответной, не допускающей возражений, с запоминанием ответов), сократической (мягкой, почтительной со стороны ученика, но допускающей сомнения и возражения), эвристической (ставящей ученика перед проблемами и требующей собственных ответов на поставленные учителем вопросы).
Любая беседа формирует интерес к знаниям, воспитывает вкус к познавательной деятельности.
В нынешней школе преимущественно используются эвристические беседы. Учитель, умеющий задавать вопросы, побуждает учащихся размышлять, идти к открытию истины. Поэтому в ходе эвристической беседы учащиеся приобретают знания путем собственных усилий, размышлений.
Синтезирующие или закрепляющие беседы служат для обобщения и систематизации уже имеющихся у учащихся знаний.
Контрольно-коррекционная беседа применяется для диагностики, а также в том случае. когда нужно развить, уточнить, дополнить новыми фактами, или положениями имеющиеся у учащихся знания.
Для успешного применения беседы необходима серьезная подготовка к ней учителя.
Для организации беседы на уроке учитель обязан:
- четко определить тему беседы;
- сообразно теме беседы определить ее цель;
- составить план-конспект беседы;
- подобрать наглядные пособия;
- сформулировать основные и вспомогательные вопросы, которые могут возникнуть по ходу беседы;
- продумать методику ее организации и проведения (порядок включения вопросов, по каким узловым положениям необходимо сделать обобщения и выводы и т.д.)
Требования к организации и проведению беседы.
- Очень важно правильно формулировать и задавать вопросы. Они должны иметь логическую связь между собой, раскрывать в совокупности сущность изучаемого вопроса, способствовать усвоению знаний в системе.
- По содержанию и форме вопросы должны соответствовать уровню развития учащихся. Легкие вопросы не стимулируют активной познавательной деятельности, серьезного отношения к познанию. Не следует также задавать "подсказывающих" вопросов, содержащих готовые ответы.
- Очень важна техника осуществления вопросно-ответного обучения. Каждый вопрос задается всему классу и только после небольшой паузы для обдумывания вызывается ученик для ответа.
- Не следует поощрять учеников, "выкрикивающих" ответы.
- Слабоуспевающих учащихся нужно спрашивать чаще, давая возможность всем остальным исправлять неточные ответы.
- Неуместно ставить длинные или "двойные" вопросы.
- Если никто из учащихся не может ответить на вопрос, нужно его переформулировать, раздробить на части, задать наводящий вопрос.
- Не следует добиваться мнимой самостоятельности учащихся, подсказывая наводящие слова, слога или начальные буквы, по которым можно дать ответ, особенно не размышляя.
- Успех беседы зависит от контакта с классом.
- Нужно следить, чтобы все учащиеся принимали активное участие в беседе, внимательно выслушивали вопросы, обдумывали ответы, анализировали ответы своих товарищей, стремились высказать собственное мнение.
- Каждый ответ внимательно выслушивается.
- Правильные ответы одобряются, ошибочные или неполные - комментируются, уточняются.
- Учащемуся, который ответил неправильно, предлагается самому обнаружить неточность, ошибку, и лишь после того, когда он не сумеет это сделать, призывают на помощь товарищей.
- С разрешения учителя учащиеся могут задавать вопросы друг другу, но как только учитель убедится, что их вопросы не имеют познавательной ценности и задаются для мнимой активности, это занятие надо прекратить.