Пятница, 26 Апреля 2024


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа №32
с углубленным изучением английского языка"
Адрес: г. Озерск Челябинской области, ул. Герцена, д.12,
тел.: 8(35130) 2-44-51; e-mail: school32-ozersk@mail.ru
Язык обучения: русский

Школа – участница сети атомклассов и школьных технопарков,
созданных, создаваемых и функционирующих в рамках проекта «Школа Росатома»

Школа – региональная инновационная площадка



Меню сайта
Мини-чат
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Вход на сайт

Беседа как метод обучения и воспитания

       Метод беседы один из самых известных методов обучения. Его использовал еще Сократ.
     Главной функцией этого метода является побуждение учащихся к участию в уроке или внеклассном мероприятии.
     Сущность беседы состоит в том, чтобы с помощью целенаправленных и умело поставленных вопросов побудить учащихся к актуализации (припоминанию) уже известных им знаний и достичь усвоения новых знаний путем самостоятельных размышлений, вывод и обобщений.
     Беседа заставляет мысль ученика следовать за мыслью учителя, в результате чего учащиеся шаг за шагом продвигаются в освоении новых знаний.
     Достоинства беседы заключается еще в том, что она максимально активизирует мышление, служит прекрасным средством диагностики усвоенных знаний, умений, способствует развитию познавательных сил учащихся, создает условия для оперативного управления процессом познания.
     Велика также воспитательная роль беседы.
     В некоторых технологиях беседа поднимается до уровня ведущего метода обучения. Но с ее помощью нельзя достичь всех педагогических целей.
     Если у школьников нет определенного запаса представлений и понятий, то беседа оказывается малоэффективной. Сама по себе беседа не может быть универсальным методом, она должна обязательно сочетаться с изложением, лекцией, другими методами, формирующими систему знаний. Кроме того, беседа не дает учащимся практических умений и навыков, не позволяет проводить упражнения, необходимые для их формирования.
     В беседе, как и в других методах обучения, познание может развиваться как дедуктивным, так и индуктивным путем.
     Дедуктивная беседа строится, исходя из уже известных учащимся общих правил, принципов, понятий, посредством анализа которых они приходят к частным заключениям. При индуктивной форме беседы идут от отдельных фактов, понятий и на основе их анализа приходят к общим выводам.
     Согласно современным исследованиям, беседа наиболее эффективна для:
          - подготовки учащихся к работе на уроке;
          - ознакомления их с новым материалом;
          - систематизации и закрепления знаний;
          - текущего контроля и диагностики усвоения знаний.
     Предложено несколько способов классификации бесед.
     По назначению выделяются беседы:
          - вводные или организующие;
          - сообщения новых знаний (сократические, эвристические и др.);
          - синтезирующие или закрепляющие;
          - контрольно-коррекционные.
     Вводная беседа проводится обычно перед началом учебной работы.
     Ее цель - выяснить, правильно ли учащиеся поняли значение предстоящей работы, хорошо ли они представляют себе, что и как нужно делать.
     Перед экскурсией, лабораторными и практическими занятиями, изучением нового материала такие беседы дают значительный эффект.
     Беседа-сообщение новых знаний чаще всего бывает катехизической (вопросно-ответной, не допускающей возражений, с запоминанием ответов), сократической (мягкой, почтительной со стороны ученика, но допускающей сомнения и возражения), эвристической (ставящей ученика перед проблемами и требующей собственных ответов на поставленные учителем вопросы).
     Любая беседа формирует интерес к знаниям, воспитывает вкус к познавательной деятельности.
     В нынешней школе преимущественно используются эвристические беседы. Учитель, умеющий задавать вопросы, побуждает учащихся размышлять, идти к открытию истины. Поэтому в ходе эвристической беседы учащиеся приобретают знания путем собственных усилий, размышлений.
     Синтезирующие или закрепляющие беседы служат для обобщения и систематизации уже имеющихся у учащихся знаний.
     Контрольно-коррекционная беседа применяется для диагностики, а также в том случае. когда нужно развить, уточнить, дополнить новыми фактами, или положениями имеющиеся у учащихся знания.
     Для успешного применения беседы необходима серьезная подготовка к ней учителя.
     Для организации беседы на уроке учитель обязан:
          - четко определить тему беседы;
          - сообразно теме беседы определить ее цель;
          - составить план-конспект беседы;
          - подобрать наглядные пособия;
          - сформулировать основные и вспомогательные вопросы, которые могут возникнуть по ходу беседы;
          - продумать методику ее организации и проведения (порядок включения вопросов, по каким узловым положениям необходимо сделать обобщения и выводы и т.д.)
     Требования к организации и проведению беседы.
  • Очень важно правильно формулировать и задавать вопросы. Они должны иметь логическую связь между собой, раскрывать в совокупности сущность изучаемого вопроса, способствовать усвоению знаний в системе.
  • По содержанию и форме вопросы должны соответствовать уровню развития учащихся. Легкие вопросы не стимулируют активной познавательной деятельности, серьезного отношения к познанию. Не следует также задавать "подсказывающих" вопросов, содержащих готовые ответы.
  • Очень важна техника осуществления вопросно-ответного обучения. Каждый вопрос задается всему классу и только после небольшой паузы для обдумывания вызывается ученик для ответа.
  • Не следует поощрять учеников, "выкрикивающих" ответы.
  • Слабоуспевающих учащихся нужно спрашивать чаще, давая возможность всем остальным исправлять неточные ответы.
  • Неуместно ставить длинные или "двойные" вопросы.
  • Если никто из учащихся не может ответить на вопрос, нужно его переформулировать, раздробить на части, задать наводящий вопрос.
  • Не следует добиваться мнимой самостоятельности учащихся, подсказывая наводящие слова, слога или начальные буквы, по которым можно дать ответ, особенно не размышляя.
  • Успех беседы зависит от контакта с классом.
  • Нужно следить, чтобы все учащиеся принимали активное участие в беседе, внимательно выслушивали вопросы, обдумывали ответы, анализировали ответы своих товарищей, стремились высказать собственное мнение.
  • Каждый ответ внимательно выслушивается.
  • Правильные ответы одобряются, ошибочные или неполные - комментируются, уточняются.
  • Учащемуся, который ответил неправильно, предлагается самому обнаружить неточность, ошибку, и лишь после того, когда он не сумеет это сделать, призывают на помощь товарищей.
  • С разрешения учителя учащиеся могут задавать вопросы друг другу, но как только учитель убедится, что их вопросы не имеют познавательной ценности и задаются для мнимой активности, это занятие надо прекратить.
     Педагогу следует знать, что беседа - неэкономный и сложный метод обучения. Она требует времени, напряжения сил, соответствующих условий, а также высокого уровня педагогического мастерства. Выбирая беседу, необходимо взвесить свои возможности, возможности учащихся, чтобы предотвратить "провал" беседы, ликвидировать последствия которого будет трудно, особенно это касается организации бесед в воспитательной работе с учащимися.
Школа Росатома

РИП
Местное время

Банк заданий

Школьная библиотека

Здоровое питание

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Год учителя

Дневник

ОГЭ-2024

ЕГЭ-2024

Почта доверия

Мы в ВКонтакте

Мы в Одноклассниках

РДШ

Орлята России

Электронное заявление

Афоризмы
Любопытство: с каждым поколением дети все хуже, а родители все лучше; отсюда следует, что из все более плохих детей вырастают все более хорошие родители.
Веслав Брудзиньский
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
  
  
  
  

  
 
 
 
  
    
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

Copyright MyCorp © 2024