Технология (от греч. techne - искусство, мастерство, умение) - совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья или материала в процессе производства.
В широком, общепринятом смысле понятие "технология" связывается с совокупностью операций, осуществляемых определенным способом и в определенной последовательности для достижения поставленных целей, т.е. в содержание этого понятия вкладывается идея о необходимости оптимизации и упорядочения процессов и состояний в различных системах.
Смысл и назначение любой технологии - оптимизировать процесс, исключить из него все виды деятельности и операции, которые не являются необходимыми для получения социально желаемого результата.
Использование технологий - главный ресурс, позволяющий снизить затраты на управление, повысить его эффективность.
Любая технология представляет собой единство стереотипных и творческих действий, однако их соотношение в разных видах технологий различно.
Технология жестко прописывает последовательность отдельных шагов деятельности. Она привязана к данному конкретному виду деятельности и требует точного повторения ее этапов.
Педагогическая технология - это систематический метод планирования, организации, применения, оценивания всего процесса обучения и усвоения знаний с учетом человеческих, технологических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения наиболее эффективных результатов.
Понятие "педагогическая технология" в нашей стране получило широкое распространение в конце 80-х - начале 90-х гг. ХХ в. и стало широко использоваться в теории и практике обучения. Обращение к данному понятию было продиктовано необходимостью реализации основной задачи педагогической инноватики - перевода школы функциональной в школу развивающуюся.
Появились термины "технология обучения", "образовательная технология", "технологии в обучении", "технологии в образовании", которые в педагогической литературе имели множество формулировок в зависимости от того, как авторы представляли сущность технологического процесса.
Педагогическая технология представляет собой и средство гарантированного достижения целей обучения, и организованное, целенаправленное, преднамеренное педагогическое влияние и воздействие на учебный процесс, и содержательную технику реализации учебного процесса, и описание процесса достижения планируемых результатов обучения, и проект определенной педагогической системы, реализуемой на практике.
В области образования происходит постепенное расширение трактовки термина "технология": от обозначения технических средств, применяемых в целях образования (обучения), к обозначению процесса постановки и реализации заданных образовательных целей, достижение которых гарантируется оперативной обратной связью вне зависимости от мастерства педагогов и обеспечивается всем арсеналом психолого-педагогических, управленческих и технических средств, методов и форм.
Отличительными качествами педагогической технологии являются: системность, структурированность, планируемая эффективность на основе предварительного расчета и анализа обновленных средств, методов и форм обучения.
В самом общем плане педагогическая технология является средством модернизации дидактической системы. При этом строгое определение целей обучения (чему и для чего?) должно содействовать отбору и построению содержания (что?), методов и средств обучения (с помощью чего?), организации учебного процесса (как?), а также учитывать степень мастерства педагогов (кто?) и уровень достигаемых результатов обучения (так ли?).
Любая педагогическая технология должна соответствовать таким методологическим требованиям, как:
- концептуальность, т.е. опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование образовательных целей;
- системность, т.е. целостность, взаимосвязанность частей технологии и соответствие логике педагогического процесса;
- эффективность, т.е. достижение высоких результатов и оптимальность по затратам;
- воспроизводимость, т.е. возможность повторения, применения в иных похожих условиях.
На определенном этапе профессиональной деятельности у педагога возникает потребность обобщить свой опыт, передать его окружающим, утвердиться в эффективности своей работы. Наработки педагога постепенно обретают форму своеобразной авторской технологии, поскольку отбирается только то, что целесообразно дополняет, расширяет, обогащает методический инструментарий педагога и приносит ощутимый результат.
"Овеществлением" педагогической технологии становится конкретный дидактический модуль: педагог создает проект учебного процесса как в целом своего предмета, так и применительно к отдельной теме или разделу дисциплины. Разработанная технология обучения описывается в виде рабочей программы конкретной учебной дисциплины, которую преподает педагог.
Работа педагога по созданию собственной педагогической технологии разделяется на два блока:
- процесс разработки;
- процесс освоения.
И при создании педагогической технологии, и на этапе ее освоения и внедрения педагогу необходимо помнить, что в образовательной практике понятие "педагогическая технология" рассматривается на трех соподчиненных уровнях.
Общепедагогическом, когда имеют в виду целостную педагогическую систему и термин "педагогическая технология" выступает синонимом этого педагогического явления. Например, педагогическая технология образовательного учреждения, частной школы, школ Челябинской области, подготовки воспитателей в педагогическом колледж и т.д.
Частнометодическом, когда отождествляют понятия "технология" и "частная методика" применительно к работе одного преподавателя в рамках одного предмета. Например, технология преподавания русского языка и литературы, иностранного языка, истории и т.д.
Локальном, когда имеют в виду отдельные части учебно-воспитательного процесса. Например, технология контроля знаний учащихся, технология самостоятельной деятельности учащихся и т.д.
Следует отметить, что педагог - практик чаще всего выходит на два последних уровня. Он или создает педагогическую технологию применительно к своей дисциплине, или занимается совершенствованием ее отдельных дидактических единиц. Кроме этого, педагог - предметник занимается разработкой технологии обучения, а классный руководитель - технологией воспитания.