есть искусство возбуждения сердца и ума учащихся,
а не просто сообщение сведений и назиданий.
П.Ф. Каптерев
- концепции воспитательной системы школы, города, государства;
- современных принципов воспитания;
- учета индивидуальных особенностей формирования классного коллектива;
- учета возрастных особенностей учащихся класса;
- учета особенностей контингента родителей учащихся класса;
- компетентности людей, ответственных за процесс воспитания учащихся.
Классный руководитель, приступая к созданию воспитательной системы класса, должен четко представлять себе основные принципы воспитания учащихся класса в современных условиях.
Принцип социальной активности
Анализируя принципы воспитания недалекого прошлого, становится понятно, почему зачастую результаты воспитания имели формальный характер. Школьникам предлагались готовые нормы и ценности, усвоение которых не требовало от самих учеников осмысления и анализа. Это приводило к тому, что нравственные ценности, о которых хорошо и правильно говорил взрослый, часто были для ученика незначимыми и неважными, не прочувствованными и не пережитыми.
Воспитывая сегодня социальную активность у учащихся, необходимо помочь им убедиться в том, что те или иные ценности, которые предлагает взрослый, являются для учащихся значимыми.
Воспитание на основе принципа социальной активности создает учащимся условия для самостоятельного выбора и принятия решений, формирует способность противостоять внешнему давлению и отстаивать свое мнение, свою жизненную позицию.
В сегодняшних условиях необходимо формировать личность, которая способна активно менять свою позицию, но не под давлением взрослых, а в результате всестороннего анализа изменяющихся обстоятельств.
Принцип социальной активности способствует формированию внутренней и внешней культуры человека, планетарности мышления, альтруистических и демократических убеждений.
Принцип мотивированности
Идет подготовка внеклассного мероприятия. В школе должен состояться филармонический концерт. Классные руководители с трудом "загоняют" учащихся на мероприятие. Артисты с ужасом смотрят на детей, которые всем своим видом демонстрируют полное равнодушие к тому, что будет происходить на сцене.
Кому нужно такое мероприятие? Какой отклик оставит оно в душе и сердце ученика? Вот поэтому одним из главных принципов воспитания является принцип мотивированности - подготовки почвы для посева и получения добрых всходов. Ребенок должен быть готов к восприятию той информации, которую готовит для него взрослый, при этом не только воспринимать, но и сопереживать происходящему, принимать решения, ставить вопрос и самостоятельно давать на него ответ.
Принцип проблемности
Какое мероприятие будет интереснее для учащихся - на котором он ищет ответы на актуальные для него вопросы или на котором получает готовый ответ? Безусловно, в любом возрасте ребятам гораздо интереснее заниматься поиском решений, ответов, проверкой своих гипотез, чем получать готовые ответы на не поставленные вопросы.
Принцип проблемности в воспитании должен разбудить любознательность ученика, желание самостоятельно дойти до истины, а также научить их ставить вопросы.
Принцип индивидуализации
Очень часто можно слышать в классе фразы такого типа: "Ты должен быть таким, как..." А ведь ребенок не должен быть кем-то, он должен быть самим собой. Страшной является та система воспитания, в которой дети должны мыслить одинаково, выражать свое мнение одинаково, радоваться и плакать по команде.
Продуманная система воспитательной работы предполагает воспитание учащихся не по шаблону, заранее подготовленному педагогом, а с учетом индивидуальных возможностей, способностей каждой конкретной личности.
Принцип социального творчества
Иногда можно слышать от педагога: "Только что он просил прощения перед классом, не прошло и пяти минут, он опять делает то же самое..." Что это - потерянный для воспитания ребенок или взрослый, не владеющий законами воспитания детей? Почему ребенок попросил прощение у класса - он осознал свой проступок или его просто заставили признать свою ошибку? Действие, которое совершает ученик, должно быть им прожито, продуманно и осмысленно, совершено не под давлением взрослого или сверстников. Ребенок должен иметь возможность осмыслить им содеянное. Нельзя требовать от коллектива осуждения второпях, а от ребенка признания второпях. Это формирует у детей безразличие, безответственность в словах и поступках.
Принцип взаимодействия личности и коллектива
Планируя систему воспитательной системы в классе, необходимо помнить о том, что школьный коллектив должен стать не театром кукол-марионеток в руках кукловодов - взрослых людей. Воспитательная система класса и школы главным своим принципом должна считать принцип равноправного отношения к взрослым и детям в коллективе, к их мнению, аргументации их поступков и действий. Причем, жизнь детского коллектива должна быть не игрой взрослых, а значимой и нужной деятельностью самих детей.
Принцип развивающего воспитания
Принцип развивающего воспитания предполагает формирование у ученика активной жизненной позиции. Зоной ближайшего развития для личностного становления ученика может и должен стать его коллектив. Если ученик востребован в коллективе, если коллектив создает условия для проявления возможностей и способностей каждого ребенка, это, несомненно, приведет к тому, что ученик начнет проявлять свою индивидуальность в коллективе.
Принцип целостности воспитательного процесса
Воспитательный процесс - это не сумма направлений деятельности, состоящая из нравственного, семейного и других видов воспитания. Это единый и целостный процесс формирования человека. Каждое мероприятие, которое классный руководитель проводит в классе, несет в себе элементы этики, эстетики, трудовых усилий и т.д. Коллективное дело, которое проводится в классе, может и должно быть многонаправленным.
Принцип единства образовательной и воспитательной среды
Зачастую можно слышать такие фразы: "Школа виновата, она не занималась воспитанием ребенка", "Как бы школа ни старалась, в семье все трактуется по-другому, и нам его, т.е. ребенка не воспитать". Почему такое происходит? Потому что зачастую процесс воспитания превращается в соревнование между родителями, школой и социумом, представленным друзьями, приятелями, компанией, за право влияния на ребенка.
Сегодня одним из главных принципов воспитания является создание единой воспитательной среды, задача которой состоит в развитии основных потребностей ребенка:
- физиологических;
- в безопасности;
- в любви, уважении, признании и одобрении;
- в усвоении норм и правил поведения;
- в познании;
- в удовлетворении права на проявление собственных интересов;
- в труде и значимой деятельности;
- в творческой деятельности;
- в удовлетворении своих суждений и своей самооценки;
- в собственном осмыслении процессов и явлений окружающего мира.
Единая образовательно-воспитательная среда предполагает включение всех ее участников в непосредственное активное взаимодействие, а не в пассивное созерцание и наблюдение за процессом воспитания.
Принцип опоры на ведущую деятельность
Анализируя планы воспитательной работы, планируя и создавая систему воспитательной работы, классный руководитель должен помнить, что воспитательный процесс обязан учитывать ведущую деятельность каждого возрастного этапа развития ребенка. К примеру, у подростков главной ведущей деятельностью является общение, они испытывают дефицит общения, им хочется в живом обмене мнением проверять свои гипотезы, воззрения и т.д. Классный руководитель должен это учесть, определяя содержание, методы и формы работы с детьми на данном возрастном этапе.
Воспитательная система класса, построенная на перечисленных принципах, безусловно, будет результативной. Однако педагоги, стоящие во главе процесса воспитания, должны постоянно заниматься изучением вопросов возрастной и детской психологии, повышать свой профессиональный уровень, изучать и совершенствовать себя, свои возможности и умения. Ни одна воспитательная система не будет успешна, если педагог считает свои умения и свое мастерство пределом совершенства.
Многие годы система воспитания школы строилась на основе полного управления со стороны государства. Такое воспитание можно в полной мере назвать воспитанием по указке. Оно предполагало полное подчинение учащегося диктату взрослого, порождало иждивенчество и приспособленчество ученика в общении со взрослыми, сверстниками и самим собой.
Современная система воспитания исходит из идеи сотрудничества взрослых и детей с целью обеспечения самостоятельного развития учащегося. Система воспитания, способствующая воспитанию у человека уважение к себе, становится основой для формирования личности, способной принимать самостоятельно решения и нести за них ответственность.
Условия создания воспитательной системы класса и школы:
Во-первых, это расширение педагогической самостоятельности классных руководителей и всех тех, кто занят процессом воспитания. Иногда система воспитания становится формальной только из-за того, что классный руководитель лишь исполняет чужую волю, чужие приказы, а его мнение и творческий подход к делу не востребованы и неинтересны администрации школы. Классный руководитель должен иметь право на поддержку своих инициатив со стороны завуча.
Во-вторых, наличие эффективного взаимодействия между классными руководителями, воспитателями и завучем. Завуч школы по воспитательной работе должен видеть успехи классных руководителей, оценивать достижения своих коллег, демонстрировать их промежуточные положительные результаты в работе с детским коллективом, даже если они минимальны.
В-третьих, совместные усилия всех звеньев педагогического коллектива. Суть воспитательной системы школы - в создании ее целостного образа: представления о ее прошлом, настоящем и будущем.
В-четвертых, опора на диагностику и коррекцию воспитательных усилий педагогов. Каждый успех или неудача воспитания должны подвергаться тщательному анализу со стороны всех членов педагогического коллектива, иначе воспитание учащихся превратится в полигон для испытаний.
В-пятых, обучение учащихся жить, самостоятельно постигая законы жизни. Педагоги должны не руководить жизнью детей, не контролировать их ежеминутно и ежечасно, а научить проявлять самостоятельность и самоорганизацию. Ребята должны научиться в совместной деятельности планированию своей жизни и принятию решений, умению терпеть неудачи и бороться с трудностями, радоваться своим успехам и успехам своих одноклассников, переживать общую боль и радость.
В-шестых, формирование здорового нравственного и физического духа учащихся. Рыночные отношения, обострение борьбы за индивидуальное благополучие, утрата прежних идеалов не должны перечеркнуть значение вечных, нравственных ценностей. Основная задача воспитательной системы школы и класса, взаимодействия с учащимися - формирование нравственного стержня в сознании и поступках школьников.
В-седьмых, руководство принципами ненасилия и открытости. Традиции в отношениях обязаны базироваться на сотрудничестве, на положительном восприятии взрослых и детей, на установлении отношений взаимного доверия и открытости, защищенности.
В-восьмых, наличие партнерских взаимодействий с семьями учащихся и социумом. Взаимодействие с социумом осуществляется через усвоение учащимися социальных ценностей, мировоззренческих позиций, культурных и духовных ценностей общества. Взаимодействие школы и социума предполагает, с одной стороны, открытость школы внешнему влиянию, а с другой стороны, ее стремление к автономии, что позволит самостоятельно, а не под давлением извне, определять педагогам цели, задачи, содержание, формы и методы воспитательной системы.
Партнерское взаимодействие с семьей заключается в вовлечении родителей в учебно-воспитательный процесс класса и школы в целом, повышение их педагогической и психологической культуры. Во многих школах взаимодействие с родителями изначально предполагает воздействие на ученика. Это способствует возникновению недоверия во взаимоотношениях между учащимися, педагогами и родителями.
Таким образом, создавая воспитательную систему класса, классный руководитель должен учесть многие моменты, для того чтобы сделать процесс воспитания учащихся творческим и содержательным.