1. Теоретическое обоснование создаваемой технологии обучения
На этом этапе разработчик сначала анализирует сложившуюся социокультурную среду и те требования, которые она предъявляет к образованию. Затем соотносит собственные выводы с основными идеями и принципами проектирования образовательных процессов, описанными в научно-методической литературе.
Все это позволяет педагогу определить концептуальную базу своей технологии, выработать гипотезу ее осуществления, сопоставить свой вариант педагогической технологии с рядом проработанных версий, вошедших в практику и нашедших отражение в научно-методической литературе.
Еще педагогу следует учесть, что педагогическая технология в своем построении опирается на технологический подход, который как совокупность способов воздействия на кого-либо, изучения чего-либо, побуждения к чему-нибудь заставляет педагога осуществлять педагогический процесс по определенному алгоритму и логике, подчиняться конкретным правилам в процессе деятельности педагога и учащихся с учетом методических находок педагога. Общие цели, объекты, продукты технологизации образования конкретизируются в создаваемой педагогом технологии. Так, в качестве цели технологизации выступает получение стабильного результата, объектами выступают содержание, организационные формы восприятия, переработки и представления информации, взаимодействия субъектов образовательной деятельности, процедуры их личностного поведения, самоуправления и творческого развития, а продуктами технологизации педагогического процесса становятся личностные и социально значимые алгоритмы и стереотипы поведения, которые создают платформу для успешности, конкурентоспособности учащегося в будущем.
2. Выработка технологических процедур, или непосредственное создание проекта технологии
В качестве технологических процедур выступают:
- целеполагание, т.е. четкая и последовательная разработка целей обучения;
- отбор содержания, т.е. структурирование информации, подлежащей усвоению;
- выбор дидактических средств - от традиционных до современных информационных технологий обучения;
- контроль качества усвоения материала;
- диагностика т.е. получение обратной связи с помощью определенных диагностических процедур.
Разрабатывая технологию, педагог продумывает свои роль, место и функции, стратегию и тактику педагогического взаимодействия с учащимися, способы управления педагогическим процессом.
При построении технологии важно проследить преемственность между традиционными методиками и новым проектом. Здесь работает правило золотой середины, согласно которому главное - не торопиться отвергать традиции.
3. Разработка методического инструментария, необходимого для осуществления данной технологии
Инструментальная оснащенность технологии представляется в виде набора определенных методов, средств и форм обучения. Она должна дать педагогу ответ на вопросы: "Чему учить?", "Как учить?", "С помощью чего учить?".
4. Подбор и составление методик замера результатов реализации технологического замысла
Работа здесь осуществляется по двум направлениям.
Во-первых, систематизируются требования к уровню знаний, умений и навыков, полученных учащимися в результате изучения конкретной дисциплины, разрабатываются критерии и параметры, по которому будут фиксироваться реальные результаты обучения.
Во-вторых, подбирается пакет диагностических методик в виде экспресс-опросов, анкет, контрольных работ, позволяющих провести контроль ЗУН учащихся и сопоставить их с планируемыми результатами с учетом специфики содержания конкретного учебного предмета.
Процесс разработки педагогической технологии в общем виде можно представить как последовательность следующих шагов:
1. Формирование основных идей, установок, определяющих цели и структуру содержания современного образования.
2. Выделение долговременных целей технологии, определяемых с учетом целей и содержания современного образования.
3. Планирование задач обучения в соответствии с необходимым уровнем усвоения материала и ценностными ориентациями учащихся.
4. Отбор содержания обучения на основе:
- определения взаимосвязей между учебными компонентами;
- выделения содержательных единиц учебного материала: идей, понятий, фактов, проблем, закономерностей, теорий и т.д., представленных в определенной последовательности;
- структурирования учебных компонентов в наглядных формах (схемах, таблицах, диаграммах);
- определения требований к уровню усвоения знаний, умений, навыков.
5. Определение видов образовательной деятельности учащихся, методов взаимодействия педагога и учащихся, форм организации учебно-познавательной деятельности.
6. Продумывание вариантов изучения особенностей восприятия обучаемыми учебной информации и ее осознанности путем подбора разнообразных диагностических методик.
7. Разработка вариантов заданий в различных видах контроля.
8. Выделение вариантов коррекции усвоения учащимися полученных знаний.
9. Подготовка учебно-методического оснащения технологии обучения.
10. Определение роли, места и функций педагога в системе предполагаемого обучения.
11. Формулирование ожидаемых диагностируемых результатов обучения - учебных достижений учащихся и способов получения обратной связи и рефлексии.