ГОУ СОШ № 28 ВО района СПб
Каждый из нас хорошо помнит свои первые уроки. Были не только первые радости и огорчения, было неповторимое чувство единства с классом и детьми на уроке. Успешный педагогический процесс без этого невозможен. И только в такие минуты понимаешь, в чём счастье работы учителем, почему очень многие из нас не уходят из профессии, даже когда очень трудно.
Однако достижение такого единства требует времени, опыта, а главное условие – взаимное уважение между учениками и учителем.
Для достижения этого единства нужно решить две проблемы:
• Выработать свой стиль общения – особенности своего общения с учащимися, свою педагогическую индивидуальность.
• Для этого необходимо осваивать выразительные средства коммуникативного воздействия, которые постоянно меняются под влиянием возникающих задач.
• Совместное творчество на уроке, в основе которого лежит высокий профессионализм педагога.
• Общение на основе дружеского расположения, что является предпосылкой успешной совместной деятельности. При этом учитель не может быть с учащимися на панибратской ноге, но и угрюмость, раздражительность и крикливость недопустимы.
• Общение-дистанция – этот стиль используют как начинающие, так и опытные педагоги. Но и здесь нужно соблюдать меру – слишком большая дистанция ведёт к формализации отношений и к установлению авторитарного принципа в отношениях учителя и учеников, а её отсутствие опасно скатыванием на фамильярность.
• Общение-устрашение – это следствие авторитаризма, и присуще оно тем учителям, которые не умеют организовать работу учащихся на уроке. Как правило, к этому стилю обращаются неопытные учителя.
• Общение-заигрывание так же характерно для молодых учителей и связано со стремлением завоевать дешёвый авторитет у детей.
• Педагог возвышается над классом, парит в мире знаний, науки, однако недосягаем для учеников.
• Отсутствие межличностного контакта между учителем и учащимися, вызванное подчёркиванием педагогом своего превосходства над учениками.
• Избирательность взаимоотношений с детьми – концентрирует внимание на сильных, заинтересованных в его предмете детях, остальные попадают в его поле зрения фрагментарно.
• Педагог в процессе общения слышит только себя, не чувствует класса и не достигает своей цели.
• Педагог не проявляет гибкости, не может перестроиться в связи с изменившейся ситуацией в классе, не может по ходу урока учесть новые обстоятельства.
• Учитель делает себя главным инициатором педагогического процесса, не допуская самостоятельности учеников в учебном процессе.
Об этом можно много говорить, но наша задача – избежать неких «подводных камней» в своей работе. Поэтому если представить рекомендации учёных в наиболее общем виде, то получится что-то вроде памятки для педагога:
• Появление в классе бодрое, уверенное, энергичное
• Наличие коммуникативного настроения: ярко выраженная готовность к общению
• Эмоциональная настроенность на деятельность и создание необходимого эмоционального настроя на уроке
• Сохранение ровного эмоционального состояния в ходе урока и общения с детьми
• Управление общением: оперативность, гибкость, умение организовать единство общения и усвоения материала
• Яркая, образная, высокоэмоциональная и высококультурная речь
• Энергичная, педагогически целесообразная мимика и жестикуляция
• Итоговая общая характеристика общения
Пользуясь такими несложными, в общем-то, правилами, учитель сможет наладить отношения с учениками быстрее и с меньшей нервно-психологической нагрузкой как для педагога, так и для учащихся.
А вообще – любите детей, уважайте их личность, помните, что каждый человек – это целый мир. И от нас в немалой степени зависит, каким станет этот мир, а значит – и мир вокруг нас.