Важным условием эффективной реализации педагогической технологии является доверие педагогическому профессионализму педагога.
Освоение педагогической технологии проходит по следующему алгоритму.
Перед началом внедрения педагогической технологии педагогу следует выделить те условия, в которых будет реализована разработанная им технология. Если при ее создании педагог сначала продумывает, а затем описывает те условия, которые он лично будет учитывать при апробации педагогической технологии, то в момент освоения он должен соотнести те условия, которые выделил он, с теми условиями, которые есть в образовательном учреждении.
Затем следует продумать возможные варианты проверки эффективности разработанной педагогической технологии. Эффективность спроектированной технологии обучения проверяется с помощью конкретных критериев и показателей по каждому из компонентов педагогической технологии.
Для педагога - разработчика технологии наиболее существенным является критерий эффективности содержания обучения. Данный критерий позволяет педагогу самому провести анализ построенной педагогической технологии. Этим же критерием пользуются проверяющие деятельность педагога инстанции: администрация школы, инспектор отдела образования и т.д.
Критерий эффективности содержания обучения имеет качественные и количественные показатели. Качественные - это:
- целостность отражения в содержании обучения задач образования, воспитания и развития;
- структурное соответствие содержания обучения принятой психолого-педагогической концепции;
- отражение в содержании обучения современного уровня развития науки, техники и производства.
Количественные - это:
- информативность учебного материала, т.е. соотнесение элементов содержания, предусмотренных программой, с тем количеством учебного материала, которое педагог прорабатывает в течение урока или его конкретного этапа;
- усвоенность учебного материала, т.е. соотношение объема учебного материала, усвоенного учащимися в течение определенного отрезка времени на уроке, объему материала, сообщенного учащимся за то же время. Проще говоря, педагог должен определить, сколько формул, дефиниций, правил он объяснил учащимся и сколько соответственно они усвоили;
- прочность усвоения учебного материала, т.е. соотношение запомнившегося учащимися учебного материала и сообщенного им материала.
При определении эффективности содержания обучения могут быть выделены и показатели оценки эффективности методов, средств, форм обучения. Например, во время оценки эффективности методов обучения качественными показателями считают:
- адекватность методов целям и содержанию учебного материала;
- обоснованность выбора методов обучения в перцептивном, логическом, контрольно-оценочном, мотивационном и других аспектах;
- степень учета педагогом возрастных, личностных особенностей учащихся, уровня их теоретической и практической подготовленности;
- степень собственных методических возможностей педагога;
- многообразие использования методов и вариативность реализуемых приемов обучения;
- соответствие методов обучения реальной материально-технической базе и отведенному учебному времени.
Эффективность методов обучения в количественных показателях измеряется:
- числом учащихся, опрошенных за урок;
- периодом прохождения темы;
- количеством учащихся, давших полные или неполные, верные или неверные ответы;
- количеством заданных учащимися вопросов, что является показателем их познавательной активности и интереса к изучаемому материалу;
- числом желающих принять участие в обсуждении поставленных педагогом вопросов, внести дополнения, прокомментировать и откорректировать ответы товарищей;
- количеством случаев, когда учащиеся отвлекаются, что является показателем негативного отношения к обучению;
- количеством обращений учащихся за помощью к педагогу при выполнении заданий, что является показателем их самостоятельности.
А эффективность дидактических средств, используемых в процессе обучения по данной педагогической технологии, устанавливается такими качественными показателями, как:
- обеспечение принципов наглядности и доступности обучения;
- функциональное соответствие дидактических средств дидактическим задачам, содержанию и избранным методам обучения;
- комплексность применения дидактических средств;
- универсальность использования и удобства эксплуатации средств обучения.
При оценке эффективности средств обучения с помощью количественных показателей их выбор осуществляется в зависимости от вида используемого дидактического средства.
Важным моментом в освоении педагогической технологии является вопрос о внедрении педагогического опыта педагога, поэтому педагогу - разработчику нелишне подумать о том, где, когда, перед кем и как он будет презентовать свою педагогическую технологию.