Эрик Эриксон работал над теориями психосоциального развития человека. Его подход относится к эгопсихологии. Он занимался проблемой развития эго; приписывая эго задачу становления идентичности, в центре которого находится образ "я". Эриксон каждой стадии развития личности сопоставляет свою главную задачу. И считает, что конфликты взрослой жизни не являются просто повторением конфликтов детства (как у Фрейда), а каждая стадия развития имеет свой конфликт и свою задачу.
1. Младенчество (от рождения до 1 года). Основная задача: сформировать у ребенка доверие к себе, другим людям и окружающему миру. Достигается это любовью, заботой и вниманием. Если младенец чувствует, что он любим - у него формируется доверие к окружающему миру и у него больше шансов успешно решить задачи следующих возрастных периодов.
2. Раннее детство (1 - 3 года). Это время развития независимости, обучение навыкам самообслуживания. Ребенок учится сам есть, одеваться, ладить с людьми. Развитие независимости в этом возрасте дает ребенку уверенность в себе в будущем.
3. Дошкольный возраст (3 - 6 лет). Это период приобретения компетентности и инициативности. Дети готовы проявлять свой собственный выбор. Если ребенку не дают выбирать в этом возрасте, то в дальнейшем человек не сможет сам принимать решения в жизни.
4. Школьный возраст (6 - 12 лет). Это период воспитания трудолюбия и прилежания. В это время необходимо расширение кругозора.
Здесь уместно вспомнить японскую пословицу о воспитании детей: "До 5 лет - ребенок-бог, от 6 до 12 лет - ребенок-раб, и после 12 лет - ребенок-друг". Нам всем родителям очень хочется, чтобы наши дети были нам друзьями, а для этого надо собрать все свои силы, проявить мужество и жесткость, настойчивость и где-то принести в жертву свои собственные интересы. Только все это должно быть вовремя, иначе потом может быть поздно. И тогда вместо друга после 12 лет вы рискуете получить "сплошной каждодневный конфликт".
5. Подростковый возраст (12 - 18 лет). Это возраст принятия ключевых решений, касающихся системы жизненных ценностей, включения себя в определенную культуру. Для этого нужны живые образы, люди для подражания. Кто станет этим образом, во многом зависит от успешности прохождения предыдущих стадий и роли родителей на этих стадиях. Кто они теперь друзья или враги? Если на этом этапе в родительской семье конфликты, то жизнь подростка может полностью перенестись в группу сверстников или людей с которыми комфортно. А какая система ценностей у этой группы, кому как повезет.
6. Взрослая жизнь. Молодость (18 - 30 лет): - в этом возрасте важно завязать интимные отношения, создать семью, научиться сострадать другим людям. Средний возраст (после 30-35 до выхода на пенсию): - в это время для человека важно помочь следующему поколению, принять свою уже сложившуюся жизнь, которая существует между мечтой и реальностью. Если есть чувство продуктивности, то человеку спокойно, и он не ворчит и не брюзжит. Дальнейшая жизнь: главное, чтобы человек чувствовал значимость прожитых лет, чтобы ему было что вспомнить и рассказать. Тогда он спокоен.
Поэтому работать с детьми до 12 лет и с подростками после 12-ти (т.е. с 7-8 класса) необходимо с совершенно разными подходами. Командно-диктаторский стиль преподавания недопустим в старших классах. Да и о себе бывает полезно задуматься. Какие проблемы могут возникать в возрасте 12-15 лет? Это - взаимоотношения со сверстниками; различные конфликтные ситуации; взаимоотношения с противоположным полом; конфликтные отношения с родителями, учителями; связанные с непониманием или осуждением; как найти выход из трудной ситуации; вопросы осознания собственной личности. Причины возникновения этих проблем в стремление к свободе и опеке одновременно; неумение пользоваться свободой, большая зависимость от компании; разделение на мальчиков и девочек; подражание лидеру (расценивание грубости как мужественности); гротесковые личностные переживания, жажда самоутверждения; эмансипация девочек; мечты о большой и чистой любви.
Главное в этом возрасте познать себя, найти себя, свою индивидуальность, интегрировать систему ценностей. Самооценка ребенка, а в дальнейшем взрослого человека очень сильно зависит не только от отношений с родителями, но и с учителями, с другими значимыми взрослыми. Важно, чтобы у каждого ребенка был значимый человек для подражания, хотя бы один. Это может быть любой родственник, учитель, тренер, руководитель кружка художественной самодеятельности и так далее. Тогда можно быть уверенными, что жизненные ценности у подростка сформируются как надо, и он не уйдет в неблагоприятную компанию.
Таким образом, являясь значимой личностью в жизни ученика, учитель должен помнить, что, как говорил Али Апшерони: "Великий человек, поставивший себя превыше человеческого, много теряет в собственном величии, в то время как другой, не охмелевший от сознания своего величия и не утративший при этом человеческого облика, со временем достигнет еще более значимого положения".