Обоснованный план позволяет наметить общие перспективы воспитания учащихся и определить конкретные пути решения поставленных воспитательных задач.
Как показывает педагогическая практика, к плану нередко относятся лишь как к административному требованию, а процесс планирования, к сожалению, ограничивается рамками составления и написания плана. При таком подходе план, несомненно, носит формальный характер и не может быть ориентиром в деятельности. Эффективность достигаемых результатов и успех любой деятельности во многом зависят от того, насколько грамотно эта деятельность планируется.
Предназначение плана - упорядочить педагогическую деятельность, обеспечить планомерность, управляемость и систематичность педагогического процесса, а также преемственность результатов. В самом общем представлении план - это документ, указывающий содержательные ориентиры деятельности, определяющий ее порядок, объем, временные границы. План выполняет следующие функции:
- направляющую, определяющую;
- прогнозирующую;
- координирующую, организаторскую, т.е. показывает, какими средствами деятельность организуется и кто является ее субъектом и объектом; а также указывает порядок деятельности, ее взаимосвязь с другими видами, определяет ее место, время, исполнителей;
- контрольную: контроль реализации поставленных целей;
- репродуктивную (воспроизводящую), т.е. через любой промежуток времени по плану можно восстановить содержание и объем выполненной работы.
При грамотной организации планирования план становится не формальной бумагой, а документом, способным защитить классного руководителя от необоснованных требований и претензий, доказывающим системный подход к организации педагогического процесса.
Поэтому, прежде всего, необходимо относиться к плану как к своему рабочему документу, который нужен самому классному руководителю, чтобы действовать не хаотично, а в соответствии со своим замыслом, целями, возможностями и требованиями к воспитательному процессу.
План является помощником классного руководителя в построении воспитательной работы, если соответствует ряду требований.
- План является целенаправленным, т.е планируемое содержание и формы работы предусматривают реализацию конкретных целей и задач.
- План ориентирован на реализацию потребностей и интересов детей, на их развитие, что предполагает учет предложений школьников и родителей при планировании, изучение их ценностных ориентаций.
- План - это результат совместного творчества педагогов, учащихся, родителей.
- План работы предусматривает связь воспитательного процесса с практической деятельностью детей, что означает создание условий для применения школьниками на практике знаний, полученных на уроке, во внеурочное время; отражение основных событий страны в жизни коллектива и государства.
- План является комплексным, предполагающим разнообразие содержания и форм работы, направленных на развитие интересов и способностей детей; включение школьников в разные виды деятельности; целостность воздействия на сознание, чувства, поведение детей.
- План предусматривает создание условий для выбора учащимися различных видов, форм деятельности, своей позиции в планируемой работе.
- Планируемые содержание и формы деятельности не дублируются, учитывают предыдущий опыт.
- План является конкретным и целесообразным, учитывающим особенности ученического и педагогического коллектива, уровень их развития, сложившиеся традиции.
- План является реальным для выполнения.
Этапы планирования:
1. Составление творческой группой проекта плана (его контура).
2. Коллективное планирование. Апробация, корректировка, проверка замыслов, сбор предложений, идей учащихся, родителей, педагогов, администрации.
3. Внесение корректировок в проект плана с учетом результатов коллективного планирования.
4. Окончательное оформление плана воспитательной работы.
При планировании воспитательной работы необходимо учитывать:
- результаты воспитательной работы в школе, в классных коллективах и выводы, полученные в ходе анализа этой работы;
- воспитательные и организационно-педагогические задачи;
- материалы, советы и рекомендации педагогической и методической литературы по воспитательной работе;
- передовой опыт страны, города, школы;
- возможности и интересы родителей, общественности;
- воспитательный потенциал социального окружения школы, предприятий, культурных учреждений;
- традиционные праздники учебного года;
- события, факты, связанные с жизнью страны, города;
- события, даты, связанные с жизнью и деятельностью выдающихся людей;
- традиции школы;
- мероприятия, планируемые молодежными и детскими организациями города;
- предложения администрации школы, совета школы, педагогов, учащихся, родителей.