Главными ориентирами в постановке целей и задач воспитания учащихся в школе, а также в создании воспитательной системы школы являются цели государственной политики в области образования. Они определены в основных документах, которыми должен руководствоваться классный руководитель. Внимательно проанализировав такие документы, как "Закон Российской Федерации "Об образовании", "Федеральная программа развития образования в России", проект "Национальная доктрина образования Российской Федерации", "Концепция структуры и содержания общего среднего образования" можно сформулировать требования, предъявляемые государством к воспитанию учащихся, а именно:
- Система школьного воспитания должна быть направлена на разностороннее развитие учащихся. Разностороннее развитие учащихся возможно только в том случае, если весь набор воспитательных технологий и методик работы с детьми создает условия для самореализации ребенка. Самореализации учащихся способствуют развитие у них познавательной мотивации и познавательного интереса, общеучебных умений, навыков и творческих способностей, умения находить необходимую информацию, желание заниматься самообразованием.
- Разностороннее развитие учащихся предполагает формирование научного мировоззрения, которое позволит ученику войти в открытое информационное пространство, проявляя качества гражданина.
- Воспитание учащихся физически и нравственно здоровыми, способными быть патриотами своей Родины не на словах, а на деле, защищающими традиции своей страны и своего народа и уважающими традиции, обычаи, культуру других народов.
- Формируя гражданина и человека, необходимо помнить о том, что система воспитательной работы должна способствовать воспитанию в учащихся уважения к правам и свободам других людей, ответственности перед собой и своей семьей, обществом за свои действия и поступки.
Помимо целей, обозначенных в основных государственных документах, огромное значение в воспитании имеют цели, определяемые региональной программой образования. Они отражают стремление регионов к сохранению самобытности национальной культуры, традиций, обычаев, особенностей языка, способствующих духовному и нравственному развитию ребенка. В воспитании духовности ребенка огромное значение имеет семья. Региональная политика в области образования предусматривает создание условий для формирования у родителей и детей понимания значения семейного воспитания для сохранения своей самобытности.
Региональные цели воспитания тесно переплетаются с целями воспитания учащихся в школе. Система воспитательной работы в школе - это не только традиции и обычаи воспитания учащихся, но и способы и средства воспитания, которые использует учебное заведение для создания комплексной программы развития.
Создавая классную программу воспитания учащихся, необходимо учитывать такие важные целевые ориентации, как:
- включение учащихся, независимо от возраста, в активную творческую деятельность, при этом использовать такие формы работы с детьми, которые дадут им возможность проявить активность, самостоятельность и помогут им качественно изменяться;
- создание условий и использование таких форм работы с детьми, которые будут направлены на саморазвитие учащихся и самосовершенствование при косвенном воздействии педагога, формирование культуры самообразования;
- формирование нравственной культуры учащихся и их родителей, этики взаимоотношений детей и родителей, пожилых и молодых, взрослых и юных, волевых качеств личности;
- приобщение учащихся к сохранению природы и истории своей страны, самобытности, неповторимости и индивидуальности природы и человека, взаимодействия людей друг с другом;
- развитие понимания значения труда в жизни человека и его результатов на благо себя и других людей, культуры разумного хозяйствования.
Создавая программу воспитания учащихся и модель выпускника школы, классный руководитель может использовать рекомендации, которые даны в докладе ЮНЕСКО "В новое тысячелетие". В рекомендациях говорится, что школа призвана воспитывать учащихся - будущих выпускников так, чтобы:
- научить их учиться;
- научить жить;
- научить жить вместе;
- научить работать и зарабатывать.
Научить учиться - значит, научить ребенка грамотно ориентироваться в потоке разнообразной информации и самостоятельно добывать необходимую информацию, сформировать у ребенка стремление к продолжению образования и пониманию его необходимости и значимости для собственного становления, идти в ногу со временем и использовать научно-технический прогресс для саморазвития и самосовершенствования.
Научит жить - значит, формировать у ребенка привычку к здоровому образу жизни, умение в равной мере адаптироваться в обществе и противостоять злу и насилию. Такой выпускник умеет самозащищаться, обладает зрелостью суждений, помыслов и поступков, высокими нравственными качествами. Он способен проявлять индивидуальность и социальную зрелость; готовность к жизни в семье и обществе, способность брать ответственность на себя вне зависимости от обстоятельств.
Научить жить вместе - значит, сформировать у будущего взрослого такие качества характера, как умение сопереживать другому человеку, терпимость, способность к пониманию и принятию иной точки зрения и мнения, демократичность и гуманизм. При этом необходимо помнить, что гражданином мира может быть только тот человек, который научился быть гражданином своей страны и своего народа, который является патриотом не на словах, а на деле, умеет везде и всегда достойно представлять свою страну и свой народ, его достижения и культуру.
Научиться работать и зарабатывать - значит, развить в будущем выпускнике стремление к труду и привычку работать, быть успешным и конкурентно способным. Будущий выпускник должен не только определиться с выбором профессии, но и четко представлять себе "за" и "против" будущей профессии, добиваться поставленной цели, проявлять при этом предприимчивость и инициативу, не бояться трудностей, которые придется преодолеть на пути к профессиональному становлению.
Исходя из перечисленных выше целей воспитания, классный руководитель должен определить основные задачи воспитания, которые помогут ему создать эффективную систему воспитания в классе:
- активное формирование классного самоуправления и создание условий для проявления неформального лидерства учащихся в классе и в школе;
- создание критериев воспитанности учащихся и возможностей для их проявления;
- обеспечение новых подходов к организации воспитательного процесса и внедрение современных технологий воспитательной работы в воспитательный процесс;
- создание условий для активного участия семьи в воспитательной системе класса;
- вовлечение учащихся класса в активную жизнь в социуме и в общественных организациях;
- проведение всех внеклассных мероприятий на высоком эстетическом, этическом и культурном уровне;
- создание традиций и обычаев внеклассной работы в классе;
- формирование коллектива единомышленников из числа родителей, учащихся, коллег для создания воспитательной системы класса;
- повышение методической и профессиональной культуры участников воспитательного процесса;
- использование элементов прогнозирования и экспертной оценки результативности воспитательной системы класса.
При разработке задач и целей воспитания педагоги школы должны также учитывать особенности развития детей современного общества. Сегодняшние дети, безусловно, отличаются от детей прошлого столетия.
1. Сегодняшние дети чрезвычайно информированы в различных областях знаний. Если еще 15 - 20 лет назад ученики школ испытывали определенный информационный голод, то теперь они испытывают информационное пресыщение, которое имеет отрицательный характер и сказывается не только на психическом, но и на физическом здоровье школьников. Зачастую информация, используемая детьми, не рассчитана на возраст, бессистемна, откровенно безнравственна и противоречива. Это приводит к проявлению со стороны учащихся боязни, неуверенности, тревожности, безразличию к достоверности получаемой информации.
2. Благодаря средствам массовой информации, периодике, художественной и специальной литературе, социуму у сегодняшних школьников больше, чем когда бы то ни было, проявляется желание провозгласить и предъявить миру собственное "Я". Позитивным является то, что собственная Я-позиция позволяет ученику быть независимым, высказывать свое мнение, но, в тоже время, она формирует излишнюю самоуверенность, порой необоснованную свободу мнений, демонстрированное и независимое поведение.
3. Подростки не всегда проявляют к словам и поступкам взрослых доверие, терпение, не всегда они хотят подражать даже самым близким людям. Взрослые должны проявлять терпимость к учащимся и быть психологически готовыми к тому, что школьники проявляют доверие к взрослым не в полной мере.
4. Физическое нездоровье современных школьников связано с проблемами экологии, проблемами радиоактивного заражения огромных территорий, школьные перегрузки, проблемы психологического плана в семье и учебном заведении.
5. Дети растут в однодетных семьях, родители увлечены своей профессиональной деятельностью, карьерным ростом, ребята мало общаются в классе, формы организации урока часто не объединяют, а наоборот, разъединяют детей, живое общение и подвижные игры во дворе заменили компьютерные игры, телевизор, игровые приставки и т.д.
Все выше перечисленные признаки современных подростков требуют пристального и серьезного внимания со стороны педагога. Это даст возможность построить воспитательную систему класса таким образом, чтобы она помогла педагогическому коллективу найти рациональную модель воспитания, способную преодолеть негативы взросления. Нужно стремиться, чтобы выпускник современной школы обладал следующими качествами:
- самостоятельностью в выборе и принятии решений;
- ответственностью за свои решения, действия и поступки;
- способностью терпимо относиться к своему ближайшему окружению, родным людям;
- готовностью действовать в самых непредвиденных и нестандартных ситуациях;
- мотивированностью на получение прочных знаний;
- способностью к совершению нравственных поступков и сохранению чувства собственного достоинства в самых трудных ситуациях;
- компетентностью в учебной и будущей профессиональной деятельности;
- способностью ощущать себя одновременно как гражданином своей страны, так и мира, быть национальным патриотом;
- умением жить в ладу с другими народами, культурами;
- уважительным отношением к мнению других людей, терпимостью в общении.