Программа - описание модели будущей деятельности по одному или нескольким направлениям, рассчитанной на достижение определенных результатов.
Программа отражает:
- специфику содержания деятельности класса;
- особенности организации воспитательного процесса в классе;
- цели, задачи, средства и пути их реализации в процессе воспитания.
Программы могут быть разными:
- по продолжительности;
- по направленности (комплексно-целевыми, профильными, индивидуальными);
- по стратегии (программа развития, деятельности и т.д.)
Программа может включать следующие разделы:
- Аналитическая записка.
- Обоснование актуальности темы, проблемы.
- Содержательные основы.
- Цели и задачи.
- Кадровое обеспечение.
- Содержание деятельности.
- Пути реализации.
- Материально-техническое обеспечение.
- Ожидаемые результаты.
- Сроки реализации программы.
- Ответственные за реализацию программы лица.
- Литература.
В годовом плане программу можно использовать как основополагающий документ работы класса по какому-либо конкретному направлению деятельности. Программа помогает представлять более четко возможности преодоления трудностей и проблем воспитания в том или ином направлении деятельности класса, расставить все акценты, определить меру ответственности каждого за выполнение конкретных пунктов программы. Например, к годовому плану может быть приложена программа "Мы и нравственность", "Коммуникативная культура" и т.д.
Наличие программы предполагает изучение промежуточного статистического материала: анкет, вопросников, творческих работ. Создавая программу, классный руководитель должен обязательно продумать формы изучения результатов организации воспитательного процесса по программе.
Помимо программ, в школах можно часто видеть такой документ как концепцию. В последнее время написание концепции используется как основной документ перспективного развития процесса воспитания учащихся школы.
Концепция - это документ, описывающий смысл, миссию и философию деятельности классного коллектива.
Концепция дает возможность:
- иметь целостное представление всем участникам воспитательного процесса о содержании деятельности в вопросах воспитания;
- строить весь процесс логично, последовательно и системно.
Концепция определяет:
- анализ сложившейся ситуации в воспитании;
- общие подходы к деятельности в рамках концепции;
- видение деятельности в том или ином направлении согласно концепции;
- определение основной цели деятельности;
- обозначение основных направлений деятельности;
- перечисление и краткая характеристика возможных действий.
Проект - это описание конкретной ситуации, которая может быть улучшена и конкретных методов и шагов по ее реализации.
Проект включает:
- введение, в котором анализируется актуальность и новизна предлагаемого проекта, сфера его применения, назначения и конкретной проблемы;
- постановка цели деятельности и конкретных задач;
- механизм управления проектом, квалификацию персонала, обслуживающего проект;
- содержание и механизм реализации (этапы, формы и методы; план конкретных действий);
- характеристика и способ оценки планируемых результатов;
- планы и графики выполнения работ по проекту;
- конкретные и измеряемые результаты;
- компетентность авторов проекта.
Все перечисленные выше документы должны быть включены в аналитический отчет классного руководителя, если они являются приложением плана.